На Херсон? Чего ждать от наступления ВСУ на юге Украины

Антоновский мост через Днепр. © / Alexander Ermochenko / Reuters

На Украине происходит что-то странное. Сроки начала наступления, которые по всем канонам военного искусства принято тщательно скрывать, разглашают на всех уровнях. Причем эти уровни повышаются каждую неделю. 

   
   

«Так не воюют»

Сам президент Владимир Зеленский только что сказал: в течение 3-6 недель Украина собирается вернуть все (!) потерянные территории. Напомним, что 24 августа будет отмечаться День независимости Украины, и власти явно хотят, чтобы армия продемонстрировала к этому сроку какие-нибудь успехи.

Естественно, в страну к указанному сроку съедутся телегруппы со всего мира, исключая разве что Россию. Российские СМИ будут освещать наступление с другой стороны. Но картинки потом можно будет сравнить в «Ютьюбе». Как сказал про одну атаку британской конницы на русские позиции под Балаклавой во время Крымской войны некий французский генерал, «это прекрасно, но так не воюют».

В расчете на худшее

«Заявление г-на Зеленского явно носит политический характер, — говорит для aif.ru военный эксперт Игорь Коротченко, главный редактор журнала „Национальная оборона“. — Его цель запугать население на освобожденных территориях и не допустить проведения референдума о присоединении к Российской Федерации. В то же время нельзя исключать и какой-то активизации ВСУ, каких-то провокаций и даже попыток перехода в контрнаступление. Чисто теоретически этого исключать нельзя: снимут войска с какого-то другого участка, перебросят под Херсон... Конечно, сил и средств у противника для этого недостаточно, а потери ВСУ обещают быть ужасающими. Тем не менее исходить нужно именно из худшего сценария: что наступление все-таки состоится в заявленные сроки. Что нужно в такой ситуации нашим войскам — так это грамотное ведение разведки с целью вскрытия конкретного времени и места перехода противника в наступление, чтобы нейтрализовать его намерения уже на уровне замысла, не дожидаясь попыток реализации». 

Мост преткновения

Для начала наступления, как пишут украинские источники, необходимо вывести из строя все мосты через Днепр в Районе Херсона. Таковых насчитывается три: автомобильный Антоновский мост, железнодорожный мост по соседству и дамба ГЭС в Новой Каховке в 70 км выше по течению Днепра. Херсон с населением почти 300 тыс. человек находится на правом берегу такой серьезной водной преграды, как река Днепр. Снабжение города возможно только с территории, подконтрольной сегодня России. 

В среду стало известно, что Антоновский мост в результате ночного обстрела со стороны ВСУ выведен из строя. То есть все опоры целы, повреждено только покрытие, но сооружение нуждается в ремонте, и ездить по мосту пока что нельзя.

«Попытки воспрепятствовать движению по Антоновскому мосту, прежде всего, демонстрируют, отношение официального Киева к населению этих мест, — продолжает Коротченко. — Видимо, в офисе президента Зеленского больше не считают Херсон своей территорией, а его жителей — своими гражданами. Как бы то ни было, мы можем считать, что мост на какое-то время выведен из строя, и использовать его в прежнем режиме невозможно. Значит, будет идти поиск альтернативных путей снабжения города и российских войск на правом берегу Днепра. Замглавы военно-гражданской Херсона Кирилл Стремоусов сегодня обмолвился о сооружении военными понтонных переправ через реку.

   
   

Так это или нет, мне неизвестно, но ситуация, сложившаяся в районе Антоновского моста, лишний раз показывает абсурдность ситуации. Пока российская сторона не подвергает серьезным ударам транспортную инфраструктуру Украины, ВСУ делают это в отношении нас».

Что будет дальше?

Пока что эксперты видят несколько вариантов развития событий. Расположим их в порядке убывания вероятности.

55 шансов из 100. В Генштабе ВСУ не круглые дураки сидят, там понимают, что сил для наступления нет. Но и политических самоубийц, готовых резать правду-матку в глаза начальству, в Генштабе тоже, видимо, нет. Поэтому будет иметь место имитация бурных наступательных действий, главная задача которой — максимальное удовлетворение амбиций политического руководства страны при минимальных потерях. В Русской императорской армии времен Первой мировой войны подобный способ ведения боевых действий назывался емко и четко: «тухта».

40 шансов из 100. Офису президента удастся прорвать оборону украинских генералов, и реальное наступление состоится «при любой погоде». Причем — не обязательно на юге Украины. Возможны и другие варианты, вроде попытки взять реванш на территориях Донецкой или Луганской народных республик. Сперва, возможно, ВСУ будет сопутствовать успех. Однако максимум через неделю боев Российской армии и ее союзникам удастся перемолоть наступающие части, и операция выдохнется. В рядах ВСУ будут большие потери, линия фронта стабилизируется или вообще отодвинется на запад.

5 шансов из 100. Армии Зеленского удастся на какое-то время взять Херсон или какой-то другой значительный населенный пункт. Возможно, продвижение вперед будет не столь значительным, но все зависит от того, как его преподнести в ходе информационной войны. Коллективному Западу будет показана «победа над Россией», за которой последуют новые поставки оружия для нужд «свободы и демократии». Значит, спецоперация затянется на неопределенный срок, и нас ждет еще не одно «решающее наступление».

С тем, что самым вероятным сценарием станет не наступление на Херсон, а его имитация, согласен политолог Сергей Марков. А если реальное наступление все-таки произойдет, оно будет несильным и неуспешным. «Армия России отбросит ВСУ, но сильно в наступление не пойдет, потому что главные бои идут на Донбассе», — написал эксперт в своем Telegram-канале. Как вариант, по его мнению, после провального наступления украинцев «начнется наступление армии России, и освобождение Николаева, и выход к Одессе».