Музей «убогого чухонца». Финны показали ущербность, «переименовав» Репина

Автопортрет Ильи Репина. © / Public Domain

С момента начала попыток тотальной «отмены России» прошло уже без малого два года. Это время наглядно продемонстрировало, что сделать вид, что русских нет, не выйдет. Однако для кого-то все уроки не впрок.

   
   

«Отец и дед Репина родились на территории современной Украины»

Финский художественный музей «Атенеум» объявил, что отныне будет именовать Илью Репина украинским художником.

Директор по связям с общественностью Анна Кари заявила РИА Новости: «Мы вновь рассмотрели этот вопрос в связи с организацией выставки „Вопрос времени“ весной 2023 года. В результате рассмотрения мы решили исправить информацию о национальности Репина с русской на украинскую. В качестве источника мы использовали церковный документ, из которого следовало, что отец и дед Репина родились на территории современной Украины».

При этом финны сослались на опыт Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Национальной галереи в Лондоне, где подобную замену провели раньше.

«Серебристый журавль — птица тёмная»

В этой связи сразу вспомнился фраза из фильма Эльдара Рязанова «Гараж»: «Вы уж не серчайте, дорогой Карпухин. Серебристый журавль — птица тёмная. Она газет не читает и поэтому представления не имеет, наша она или капиталистическая».

Рязанов в свое время потешался над позднесоветской действительностью, и, наверное, не предполагал, что все это станет актуальным для «цивилизованного мира».

Вообще странно, что финны таскают каштаны из огня для чужих — вообще-то последние полтора десятка лет Репин жил в Финляндии. Сам он тут ни при чем — просто его любимая усадьба Пенаты ввиду политических перетурбаций оказалась на финской территории. Но после войны вновь стала частью нашего государства.

   
   

И это логично — потому что где Репин, там и Россия.

Попытка присвоения

«Бурлаки на Волге», «Царевна Софья», «Лев Толстой на пашне», «Иван Грозный и его сын Иван».... Даже в пресловутых «Запорожцах» позировал ему никто иной, как глава Академи Генштаба генерал Драгомиров, один из столпов русской военной теории. К слову, уроженец Конотопа — нет желания записать героя русско-турецкой кампании в создатели ВСУ?

Если говорить о Репине, то его пытались приписать к своему лагерю и красные, и белые, но и те, и другие хохотали бы в голос, узнав о желании кого-то урезать до ограниченности хуторянина в вышиванке.

Во всех работах Репина, даже посвященных трудной жизни простого люда, сквозит величие большой страны, которую, как и его самого, не поместить в рамки.

И прийти в голову такое может только тем, кто сам необычайно беден духом.

Экс-президент Украины Виктор Ющенко заявлял: «Важно иметь свой национальный Лувр и сказать, что Репин — „Репа“ — это украинский художник, а Чайковский — „Чайка“ — это украинский композитор. Достоевский — это украинский писатель. И в этот ряд можно включить ещё тысячи имён».

Сказать можно, если в силу бедности и убогости нет ничего своего сопоставимого. Русская культура в силу своей мощи могла подставить плечо соседям, помогая им развиваться, но забирать что-то чужое не было смысла — своего россыпь.

Мы тоже умеем менять таблички

Вряд ли кто-то из вас слышал имя хоть одного выдающегося финского художника. Но даже там, простите, проблема — почти все классики этого жанра родились в те времена, когда Финляндия была частью Российской империи. Соответственно, по заявленной финским музеем логике, все они русские.

Но зачем русскому Слону какие-то лающие Моськи?

Наша культура слишком велика для ущербных умов современного «цивилизованного мира», полагающего, что подменой табличек можно изменить суть.

Вот только если очень сильно разозлить русского, то он сам начинает менять таблички. Как поменял их в финской Куоккале, где умер русский художник, на более подходящее название — Репино.