Мрак на костях. На Украине останки советских солдат стали стройматериалом?

Ковель. © / Commons.wikimedia.org

В последние годы на Украине серьезно поменялось отношение к таким вещам, как закон и отношение к своему же прошлому. Уважение к закону и так никогда не было сильной чертой жителей постсоветского пространства, а после событий 2014 года в Незалежной и вовсе перестали воспринимать законодательство как нечто серьезное, окончательно заменив силу права правом силы. С моралью дело обстоит не лучше. Глумление над героями прошлого, массовый снос памятников размыл нормы допустимого.

   
   

Шталаг 301

Монументы в память о солдатах Великой Отечественной растаскивают охотники за цветными металлом. Там, где металла нет, граждане не брезгуют и камнем — в хозяйстве все сгодится.

Но то, что случилось в городе Ковель, потрясает даже на этом фоне. Местные школьники учатся в здании, которое отделано останками советских солдат, замученных гитлеровцами.

Расположенный на Волыни Ковель был занят фашистами уже 28 июня 1941 года. Вскоре немцы значительно продвинулись на восток, и в городе, оказавшемся в глубоком тылу оккупантов, был создан лагерь для советских военнопленных — Stalag 301.

Условия содержания в лагере были крайне тяжелые. От голода и истощения ежедневно погибали десятки человек. Общее число погибших в Ковельском Шталаге военнопленных оценивается в 10-11 тысяч.

Ковель во время войны, 1943 г. Фото: РИА Новости

В 1942 году лагерь перевели в Славуту, где был создан Stalag 301/Z. Особенностью этого лагеря было то, что основным его контингентом были раненые и больные советские военнопленные.

Военнопленный М. Ермаков, работавший врачом в лагере, так описывал его: «После беседы пошёл на обход. В казарме захватило дыхание от непереносимого запаха испражнений и разлагавшихся трупов. При входе стояла параша из усечённой бочки, переполненная фекалиями. Многие раненые и больные от истощения не поднимались, страдали недержанием мочи, профузными дизентерийными и безбелковыми поносами, отёками лица и конечностей. Нечистоты с верхних нар стекали вниз...».

   
   

Славута была освобождена в январе 1944 года. В Stalag 301/Z к тому моменту оставалась чуть более 500 узников, находившихся в крайней степени истощения. По имеющимся данным в концлагере в Славуте погибли свыше 150 тысяч человек.

Горя было больше, чем мемориалов

Ковель удалось освободить только в начале июля 1944 года. Комиссия, работавшая в городе после освобождения, нашла около 69 братских могил с останками жителей города Ковеля и военнопленных. У 250 м севернее военного городка в городе Ковеле были найдены 3 могилы размерами 20 на 20 м, где были похоронены около 10 тысяч жертв гитлеровцев. Рядом с могилами военнопленных были найдены захоронения расстрелянных фашистами женщин, стариков и детей.

В советский период далеко не каждое место массовых расправ, учиненных нацистам над солдатами Красной Армии, было удостоено памятных мемориалов. С одной стороны, считалось, что заострять внимание на подобных вещах не стоит, а с другой — подобными мемориалами, если идти шаг за шагом, пришлось бы заполнить всю территорию Украины, Белоруссии, а также европейской части России до самой Волги.

В Славуте в конце 1990-х был построен международный мемориальный комплекс «Поле памяти».

«Кости развезли по всему городу, ими позорно штукатурили школу и жилые дома»

В Ковеле в 2015 году открыли мемориальную доску на месте, где располагался Stalag 301. А вот с местом захоронения жертв гитлеровцев обошлись не так уважительно. В архивных документах указано приблизительное место расположения могил, но местные власти утверждают, что эта информация недостоверна. Члены Волынской областной организации ветеранов Украины убеждены, что места захоронений известны, однако власти не признают этого из-за своих коммерческих интересов.

Активисты заявляют, что часть территории, где находились могилы убитых фашистами военнопленных, была отдана под застройку. Хуже того, председатель Волынской областной организации ветеранов Украины Александр Булавин утверждает, что местные бизнесмены набирали песок для строительства из карьера, где до сих пор лежат человеческие кости.

«Свежий пример выявления расстрельных захоронений в карьере, кости с которого развезли по всему городу, ими позорно штукатурили школу и жилые дома», — заявил Булавин в видеообращении.

По заявлению активистов, песок с человеческими костями использовали на строительных объектах Ковеля на протяжении всего 2017 года. «Мы устали от беспредела чиновников и их варварского отношения к истории нашей страны. Вот мы в течении года неоднократно обращались по этим вопиющим фактам в полицию, прокуратуру, горсовет, облсовет. В итоге губернатор на наше требование создал комиссию — но в ней все те, против кого мы выступаем», — приводит портал Ukraina.ru слова одного из волынских активистов-поисковиков, который попросил не называть своего имени.

Главу ветеранов Волыни обвиняют в «сепаратизме»

Судя по всему, шум, поднятый Булавиным и его единомышленниками, очень разозлил влиятельных людей. И теперь председатель Волынской областной организации ветеранов Украины рискует стать фигурантом уголовного дела.

25 апреля 2018 года Булавин и несколько его товарищей приняли участие в форуме «Великая Победа, добытая единством: подвиг партизан и подпольщиков в Великой Отечественной войне», который прошел в Брянске.

Спустя две недели СМИ Волыни, словно по команде, обрушились на Булавина, заклеймив его как предателя и «сепаратиста». Участие в мероприятии на территории России — по меркам нынешней Украины тяжелый проступок.

16 мая обвинения в адрес волынских общественников прозвучали уже с трибуны Верховной Рады.

Тут, правда, не все так просто. Дело в том, что визит на форум в Брянск был согласован с СБУ, а в делегацию входили двое отставных сотрудников этого ведомства в чине генерал-майора и полковника. На сторону ветеранов встала и местная организация партии «УКРОП», спонсируемая олигархом Игорем Коломойским — это движение пророссийским никак не назовешь.

«Кремлевские “казачки” распространяют ложь о костях советских военнопленных в Ковеле»

Но местные СМИ продолжают клеймить активистов. Портал «Район. Ковель» 18 мая выпустил материал под названием «Кремлевские “казачки” распространяют ложь о костях советских военнопленных в Ковеле».

Оставим в стороне проклятия в адрес Булавина и его соратников, и посмотрим, как украинские журналисты разоблачают «кремлевский фейк».

Для начала «Район. Ковель» сообщает, что кости действительно были, о чем издание первым и сообщило в материале «В Ковеле на строительство многоэтажки возили землю с человеческими костями».

Произошло это в мае 2017 года, на строительстве пятиэтажного жилого дома по государственной программе. Строители нашли человеческие кости в песке, доставленном на стройку. Крупные кости сложили в коробку, а песок пошел в дело. При этом сами строители не могли толком объяснить, откуда им привозят песок.

Использовался ли песок с костями при ремонте школы? «Район. Ковель» приводит слова депутата городского совета Ковеля Владимира Косцьовьята, который утверждает — да, такой песок был использован при реконструкции школы в селе Вербка.

Еще интересный момент — как утверждает издание, Ковельская прокуратура действительно завела дело, но не по факту надругательства над могилами, а в связи с тем, что вывоз песка с карьера был нелегальным, то есть его попросту крали.

Украинские репортеры: мы отделываем дома не советскими, а немецкими костями

А в чем же тогда «кремлевский фейк»? По мнению журналистов «Район. Ковель», кости, оказавшиеся в строительном песке, не принадлежат советским военнопленным. Stalag 301 располагался на улице Брестской, а карьер, в котором обнаружены кости — в другом районе.

«Неужели немцы массово хоронили военнопленных из лагеря в другом микрорайоне города? — спрашивают украинские журналисты. — В это просто трудно поверить».

Довод, откровенно говоря, так себе. Для осуществления массовых казней и захоронений своих жертв немцы выбирали специальные места, и указанный карьер для этого вполне подходит. Что касается перемещения трупов тех, кто умер от голода и истощения, то на таких работах фашисты использовали труд еще живых военнопленных, так что затруднений у них не возникало.

Но давайте послушаем версию украинских журналистов до конца. Чьими же костями отделывают дома в Ковеле, по их мнению?

Ссылаясь на польский путеводитель 1929 года, авторы указывают на некогда существовавшее в Ковеле военное кладбище «Na Gorce», где во время и сразу после Первой Мировой войны были похоронены 1820 немецких и австрийских солдат.

Как полагают украинские репортеры, именно захоронения немцев и австрийцев разрыли предприниматели, доставлявшие песок на стройку.

«Вы врете, проклятые российские пропагандисты, мы используем в строительстве песок с костями не советских, а немецких солдат», — так можно сформулировать посыл журналистов.