Молчание «Варшавянок». Британия испугалась старых российских подлодок?

Экипаж подводной лодки «Варшавянка» на генеральной репетиции парада ко дню ВМФ во Владивостоке. Июль 2019 г. © / Виталий Аньков / РИА Новости

Российские «сверхтихие» подводные лодки, возможно, находятся в британских водах. Так пугает сограждан британская газета The Telegraph устами своего военного обозревателя Доминика Николса.

   
   

Что отщелкал «Телеграф»

Обратимся к первоисточнику. «Как сообщают военные источники, — написала вчера одна из самых популярных британских газет, — новый вид российских подводных лодок, возможно, проводит тайные операции в территориальных водах Великобритании. Есть опасения, что новые подводные лодки класса Kilo (кодовое имя в классификации НАТО, — АиФ.ru) угрожают безопасности Соединенного Королевства, незаметно отслеживая передвижения кораблей британского флота в северной части Атлантики или подключаясь к подводным интернет-кабелям.

Авианосец Queen Elizabeth, флагман ВМС Великобритании, а также британские подводные лодки с баллистическими ракетами могут оказаться уязвимыми перед воздействием российских подлодок с увеличенной боевой дальностью, использующих технологии малозаметности и обладающих способностью наносить удары по морским и наземным целям.

Шесть новейших подводных лодок, известных в России как подлодки проекта 636.3 „Варшавянка“, уже были спущены на воду, а первая подлодка из второй партии поступит на вооружение российских ВМС уже к концу года.

По некоторым данным, Россия уже испытала как минимум одну такую малошумную и высокоманевренную подводную лодку с целью определить, насколько легко ее можно обнаружить, отправив ее к берегам европейских государств.

Считается, что подлодки класса „Варшавянка“, оснащенные 18 торпедами, морскими минами и крылатыми ракетами „Калибр“, способны действовать совместно с российскими глубоководными исследовательскими аппаратами, чтобы подключаться к подводным кабелям связи».

Конец веселой цитаты.

   
   

Что такое «Варшавянка»?

Теперь попробуем разобраться, что в материале The Telegraph так, а что не так.
 
«Варшавянка» — это действительно тип российских многоцелевых дизель-электрических (т. е. ходящих на поверхности на дизелях, а под водой — на электромоторах) подводных лодок. Вообще-то, по схожим технологиям лодки строили еще в начале ХХ в., но в реальности большинство субмарин во всем мире до сих пор дизель-электрические.
 
С названием проекта возникла некоторая путаница. На самом деле «Варшавянкой» следовало бы назвать первоначальный проект 877. Эти лодки разрабатывались в 1970-х годах и предназначались для экспорта в страны Организации Варшавского договора. Но их в итоге назвали «Палтусами», да и до стран ОВД они не дошли по причине распада этого военного блока. Но название осталось.

Могут ли «Варшавянки» шпионить в британских водах и угрожать ВМС страны? Вряд ли. Дело в том, что все 6 из имеющихся на вооружении российского флота подлодок проекта 636.3 находятся в Черном море. Это «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино». Из них только одна («Ростов-на-Дону») теоретически могла побывать у берегов Англии, но было это не позднее 2015 г.
 
Теперь о «безмолвности». При продаже за рубеж (а лодки проектов 636.1 и 636.2 оказались в основном в Китае, Вьетнаме и Алжире) российские оборонщики в том числе рекламировали низкую шумность «Варшавянок». Это во многом соответствует действительности. Однако, справедливости ради, стоит признать, что действительно бесшумной стала лодка «Алроса» более раннего проекта, у которой гребной винт был заменен на водометный движитель. А «Варшавянки» так и остались с винтами, которые обеспечивают значительную часть производимого лодкой шума.
 
Ну и про возможность совместного шпионажа с «российскими глубоководными исследовательскими аппаратами» — это вообще без комментариев. Как известно, носителями этих мини-субмарин являются совершенно другие российские лодки. Об одной из них, БС-136 «Оренбург», широкая общественность узнала после недавней трагедии в Баренцевом море.

ТТХ лодок типа «Варшавянка»

  • Скорость надводная — 17 узлов
  • Скорость подводная — 20 узлов
  • Предельная глубина — 300 м
  • Автономность — 45 суток
  • Экипаж — 52 человека
  • Длина — 73,8 м
  • Ширина — 9,9 м

Смотрите также: