Модернизация границы. Переходы Казахстана и России работают на экономику

Контрольно-пропускной пункт на границе Казахстана. © / Табылды Кадырбеков / РИА Новости

Начавшаяся модернизация пунктов пропуска государственной границы Республики Казахстан вызвала в медиасреде притянутые за уши кривотолки. Некоторые особо впечатлительные коллеги даже напугали своих читателей заголовками типа «Казахстан решил отгородиться от России», дав повод диванным блогерам, не привыкшим проверять информацию, понагнетать ситуацию вокруг российско-казахстанского сотрудничества. В ситуации разбирался наш корреспондент.

   
   

Комфортная среда

В тенденциозном интерпретировании новости из Казахстана преуспел российский портал, ранее заблокированный властями республики по решению суда, признавшего инфоресурс виновным в разжигании межнациональной розни. Намедни коллеги выдали в заговорщицкой манере: «Казахстан в рамках национального проекта начал строить полсотни застав на границе с дружественной Россией. И это неспроста...» После такой затравки читатель должен сдвинуть брови и бросить в сердцах примерно следующее — «ах, какой Казахстан неблагодарный!», «опять казахи дрейфуют от России!» и т. д.

Но давайте разбираться, и сначала ответим на первый вопрос — «А что, кто-то думал, что последние 30 лет между нашими странами не было границы и пограничных пунктов?» Тем более, что в данном проекте ключевое слово — модернизация.

А теперь факты. По данным первого замначальника департамента охраны границы Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК Серика Ахметкалиева, в ближайшие два года по всему периметру Казахстана планируется строительство 50 комплексов пограничных застав, из которых 20 — на границе Казахстана с Россией (а не «полсотни застав на границе с Россией», как дезинформировали недоброжелатели). Модернизация проходит в рамках национального проекта «Безопасная страна», и, как подчеркнул Ахметкалиев, строительство погранкомплексов связано с облегчением условий службы казахстанских пограничников.

Ещё цифры, которые ставят всё на место. Согласно государственному порталу Gov.kz, по периметру всей границы РК функционирует 101 пункт пропуска, из которых 51 — автомобильный (на границе с Россией таких сухопутных пунктов 29). Таким образом ясно, что соседняя республика не увеличивает количество погранзастав, а совершенствует функционал существующих как в техническом оснащении, так и в плане комфорта несения службы.

Сам национальный проект «Безопасная страна» был утверждён президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в октябре 2021 года, и таким образом уж точно не связан, как бы ни хотели провокаторы в Сети, с геополитической обстановкой, изменившейся после февраля 2022 года. Суть нацпроекта «Безопасная страна» — повышение боеготовности и оснащённости Вооружённых сил Республики Казахстана. При этом, объясняя актуальность этой задачи, глава республики Касым-Жомарт Токаев констатировал, что военная доктрина Казахстана исключительно оборонительная, а в вопросах защиты национальных интересов государство полагается на дипломатию.

Новый транспортный каркас Евразии

Продолжая тему, необходимо акцентировать внимание ещё на одном крайне важном обстоятельстве, которое предпочли не заметить записные критиканы Казахстана. На том же брифинге руководства Погранслужбы КНБ другой замначальника департамента охраны границы Гани Агадилов уточнил, что в следующие два года будет проведена реконструкция автомобильных пропускных пунктов на границе с Россией. «В 2024–2025 годах на казахстанско-российской границе основные пункты пропуска подлежат реконструкции. Это расширение полос движения в пункты пропуска, строительство новых зданий и сооружений для несения службы пограничников, комфортного прохождения лиц и транспортных средств», — пояснил Агадилов.

   
   

Очевидно, что масштабная модернизация военных застав и гражданских пунктов пропуска — звенья одной цепи. Весь этот комплекс работ призван сделать из российско-казахстанской границы современный образец взаимодействия в торгово-экономическом сотрудничестве, да просто в цивилизованном пересечении границы (уже, например, известно, что на обустроенных пограничных отделениях в России и Казахстане заработают сканеры для бесконтактного досмотра автомобилей, позволяющие водителю не выходить из кабины).

Все эти шаги напрямую увязаны с программным выступлением Касым-Жомарта Токаева на II Евразийском экономическом форуме в Москве, прошедшем в мае этого года. «Можно без преувеличения сказать, что сейчас мы, по сути, формируем новый транспортный каркас Евразии, до этого никогда не существовавший. Если подойдём к данному вопросу основательно и сообща, сможем получить значительные экономические и даже политические дивиденды», — отметил на форуме президента Казахстана, предложив выступить в качестве центра развития евразийской промышленной кооперации.

Жаль, что некоторые эксперты за деревьями леса не увидели.