Мне бы в небо. Как Зеленский выпрашивал самолеты в Лондоне?

Риши Сунак и Владимир Зеленский. © / Henry Nicholls / Reuters

Владимир Зеленский отправился в турне по Европе. Это всего вторая его зарубежная поездка после начала российской СВО на Украине. Днем Зеленский побывал в Великобритании, где просил самолеты, а уже вечером вылетел во Францию, где у него запланирована встреча с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем. В четверг, 9 февраля, Зеленский планирует принять участие в саммите ЕС в Брюсселе, где снова будет требовать оружие.

   
   

Что Зеленский делал в Великобритании?

Визит в Великобританию у Зеленского получился весьма скоротечный. В 13:45 по московскому времени его самолет сел в Лондоне, а уже вечером он отправился в Париж, где его ждали Эммануэль Макрон и Олаф Шольц. Но, несмотря на скоротечность визита в Лондон, он получился довольно насыщенным.

Зеленский успел встретиться и с премьер-министром Великобритании Риши Сунаком, получил аудиенцию у короля Карла III (и пришел к нему в любимом оливковом свитере), а также выступил перед британским парламентом, у которого потребовал военные самолеты. В Вестминстерский дворец Зеленский явился с шлемом украинского пилота, на котором было написано: «У нас есть свобода. Дайте нам крылья, чтобы её защитить».

«Давать крылья» в британском правительстве Зеленскому пока не собираются. Впрочем, и без этого Лондон по максимуму вооружает украинскую армию. Только за прошлый год в Британии прошли тренировки 10 тысяч солдат ВСУ. В этом году Лондон обещает тренировать в два раза больше — и провести отдельные тренинги для пилотов и морских пехотинцев. В бюджете выделят ещё несколько миллиардов фунтов на военные транши Киеву.

Такое внимание к Украине британского кабинета министров связано с внутренней ситуацией в стране, считает политолог Малек Дудаков. «Приезд Зеленского — удобная возможность отвлечь внимание от кризисной ситуации внутри Британии», — говорит он. Ведь это единственная страна G20, которая до сих пор не вышла на экономические показатели уровня 2019 года. Британию сотрясают забастовки профсоюзов. В этом году экономике страны вновь прогнозируют рецессию −0,4% ВВП. Поэтому Сунаку ничего не остается, кроме как пытаться переключить внимание граждан на внешнюю политику, как до него это делали Борис Джонсон и Лиз Трасс, отмечает Дудаков.

Видимо, чтобы не прозвучали неудобные вопросы о том, почему Британия должна тратить деньги на Украину вместо инвестиций в собственную экономику, пресс-конференцию в Лондоне решили не делать. Дотошные английские журналисты в излюбленном стиле, впрочем, успели выкрикнуть Зеленскому пару вопросов, когда он покидал резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит. «Скучаете ли вы по Борису?», «Достаточно ли далеко зашла военная поддержка Украине?» — на эти вопросы президент Украины предпочел не отвечать.

   
   

Куда Зеленский поехал дальше?

Следующий пункт назначения в вояже Зеленского по Европе — Париж. Там поздно вечером у него запланированы переговоры с Эммануэлем Макроном и Олафом Шольцем. На следующий день он должен будет принять участие в саммите ЕС, который откроется в Брюсселе.

Вопросы там будут обсуждаться все те же — военная и финансовая поддержка Украины. И здесь не все так просто, говорит aif.ru ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.

«Конечно, такое большое турне вряд ли может закончиться безрезультатно. Что-то Зеленскому пообещают. В том числе и наступательное оружие, которого так вожделеют в Киеве. Но проблема возникает точно такая же, как с поставками танков, — рассуждает эксперт. — Поставить большое количество танков в короткие сроки практически невозможно. Это связано с тем, что часть танков достают из запасов. Перед отправкой на Украину они должны пройти мобилизацию. На новых машинах украинских танкистов еще надо научить ездить, а это тоже занимает время. Поэтому по приблизительным оценкам западных аналитиков, первые западные танки Украина вряд ли сможет задействовать на поле боя раньше конца весны».

С самолетами ситуация еще более непростая, отмечет Федоров. «Эта техника гораздо более сложная, обращению с ней обучать дольше. Возникают вопросы, где эти переданные самолеты будут базироваться. Для этого нужны специальные аэродромы. На территории Украины они будут под угрозой ракетных ударов. Техника это дорогая, конвейерное ее производство сейчас просто невозможно — мощностей для этого нет. Терять ее не хочется. А если базировать ее на территории соседних с Украиной западных стран, это может спровоцировать кризис гораздо серьезнее Карибского между Россией и НАТО», — говорит эксперт.

Поэтому, по словам Федорова, ждать сейчас крупномасштабных поставок не стоит. «Думаю, что на встрече с Шольцем и Макроном так или иначе будет обговариваться возможность договоренности с Россией, в случае если широко разрекламированное наступление Украины весной-летом этого года не принесет результатов», — резюмирует политолог.