25 мая во всем мире отмечали День Африки. Три дня спустя (28 мая) глава МИД РФ Сергей Лавров отправился в африканское турне. Третье в этом году. Частота визитов в одном направлении явно говорит о многом.
Опасная Кения
Десять часов в самолете и российская делегация оказалась в загадочной, чудесной и отчасти опасной Кении. Два месяца назад в кенийской столице Найроби было крайне неспокойно. Сторонники экс-премьера Кении Раила Одинга организовали массовую манифестацию. Они требовали от властей пересмотра итогов выборов, а также снижения стоимости жизни.
3 мая в Кении антиправительственные протесты возобновились. В Найроби в тот день было очень «жарко». Протестующие перекрыли многие улицы. Жгли сначала покрышки, а затем автомобили и автобусы. В центральной деловой части столицы начались столкновения с полицией, которая применила слезоточивый газ.
«Не исключаю, что так было...»
Читая эти новости, журналисты, которые уже тогда начали готовиться к освещению поездки Лаврова в Африку, стали сильно сомневаться, что Кения останется в программе. За происходящим в Найроби, очевидно, внимательно следили и в российском МИДе.
По итогам переговоров в Москве с главой МИД Эритреи Османом Салехом Сергей Лавров не исключил участия Запада в беспорядках в Кении: «Мы были обеспокоены ситуацией, которая сложилась в ЦАР в результате нападения экстремистов на китайских рабочих, убийство девятерых из этих рабочих. То, что параллельно были беспорядки в Кении, нас тоже не удивляет, потому что западные наши коллеги постоянно требуют от африканских лидеров, от лидеров других стран следовать своим советам, а те, кто проявляет какую-то минимальную самостоятельность, получают со стороны Запада различные провокации. Я не утверждаю, но не исключаю, что так было и в этот раз».
И добавил: «Я сказал, что я это не исключаю, потому что бывают ситуации, которые складываются в экономике, в социальной сфере, вызывающие протесты, возражения населения, но в подавляющем большинстве случаев Запад стремится либо создавать такие ситуации, либо использовать их в своих интересах».
Бесплатный совет
Кения, действительно, все активнее начала в последнее время проявлять самостоятельность. К примеру, 27 марта президент этой африканской страны Уильям Руто подписал с Саудовской Аравией соглашение о покупке нефти за кенийские шиллинги вместо долларов.
«Я дам вам бесплатный совет: те из вас, кто запасает доллары, вы, конечно, можете оказаться в убытке, вам лучше сделать то, что нужно, потому что через пару недель этот рынок будет другим», — заявил Руто на церемонии подписания.
«Это объективный процесс (переход на расчеты в национальных валютах — прим. ред.). Он будет набирать темпы. Мы считаем, что это будет иметь оздоровляющее воздействие на мировую экономику, международные торгово-экономические и инвестиционные связи», — заметил Лавров.
На нижней ступени глобальной цепочки
В Африке, к слову, последние несколько лет становится все больше государств, которых открыто воротит от самодурства Запада. За день до старта третьего в этом году африканского турне Лаврова посол Экваториальной Гвинеи в РФ Лусиано Нкого Ндонг Айекаба рассказал о ловушке, в которую угодили государства Африки. «Африканские страны оказались в ловушке на нижней ступени глобальной производственной цепочки и не имеют достаточных ресурсов и возможностей для противостояния рискам. Развитые экономики в своих интересах изменяют свою денежно-кредитную политику, что негативно влияет на экономику в Африке», — пояснил свою мысль посол.
Оскорбительное отношение
А секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев по итогам прошедшей 25 мая в Подмосковье международной встречи по безопасности под эгидой Совбеза РФ заметил, что страны Африки надеются на помощь России, чтобы они не были зависимы от Запада.
«Сорок четыре африканские страны приехали на встречу. Мы с ними со всеми встретились. Они чувствуют потребность, чтобы им оказали помощь в вопросах обеспечения обороны, безопасности, независимости, чтобы оградили их от цветных революций, которые устраиваются по всему миру. И, конечно, чтобы оказали помощь в социально-экономическом развитии, — рассказал Патрушев. — Многие из них проявили примерно такой посыл: «Они (страны Запада — прим. ред.) до сих пор к нам так относятся, как к своим колониям. Это для нас оскорбительно, и мы надеемся на то, что нам Россия поможет окончательно встать на ноги, чтобы не быть зависимыми от Запада».
Бизнес с хорошей закалкой
Причем речь идет не только о помощи, но и о все более взаимовыгодном сотрудничестве. 26 мая на встрече с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» президент России Владимир Путин предложил обсудить, как содействовать российским компаниям, выходящим на зарубежные рынки. Он также отметил огромный потенциал работы в динамично развивающихся странах Африки, а также Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
По его мнению, «российский бизнес молодой и гибкий, но уже с хорошей закалкой может успешно конкурировать и бороться за покупателя» в этих регионах. «Государство на всех уровнях будет оказывать поддержку, чтобы российские предприниматели наращивали инвестиции и вкладывали средства в строительство предприятий и создание рабочих мест», — подчеркнул Путин.
«Стендап» на фоне пулеметов
В итоге все же было принято решение лететь в Кению. В аэропорту Найроби Ил-96 авиакомпании «Россия» приземлился в пять утра. А в девять у Лаврова уже начались переговоры. Сначала со спикером Национальной Ассамблеи Кении, затем с министром иностранных дел и, конечно же, с президентом страны.
29 мая в Найроби все было вполне спокойно. О том, что «закипеть» на улицах может вновь в любой момент, говорили разве что пулеметы, которые были установлены на въезде в Национальную Ассамблею Кении. А служба безопасности местного парламента заметно занервничала, когда корреспонденты российских телеканалов попытались снять свои «стендапы» на фоне автоматчиков.
Мистика, да и только!
Тем временем внутри Национальной Ассамблеи все шло мирно и своим чередом. Прошли переговоры, и гостям из России предложили выйти на крыльцо для фотографирования и обмена подарками. Но как только Лавров оказался под открытым небом, пошел дождь.
И все же запланированного никто не стал отменять. Российскому министру подарили часы с большой африканской пятеркой — Big five — так называют пять главных животных Африки: слона, носорога, льва, буйвола и леопарда. В ответ Лавров преподнес спикеру Национальной Ассамблеи табличку со зданием МИД РФ. «Биг уан», — пошутил он.
Дождь же прекратился в тот самый момент, когда российская делегация уехала на встречу с президентом Кении. Мистика, да и только! К тому же, есть такая примета о том, что попасть под дождь — к позитивным переменам в жизни.
Серьезные надежды
«У нас, по общему признанию, нераскрытый потенциал торгово-экономических и инвестиционных связей. Говорили мы сегодня о таких перспективных направлениях, как геологоразведка, добыча полезных ископаемых, энергетика, телекоммуникации, агропромышленный комплекс, туризм, наука, образование, — рассказал Лавров об итогах прошедших в Найроби переговоров. — Мы договорились активно содействовать бизнесменам в установлении прямых контактов».
Нет сомнений, что разговор на эти и многие другие темы будет продолжен в Санкт-Петербурге в конце июля этого года на втором саммите «Россия — Африка». «Ожидаем, что те решения, которые готовятся, и кенийские друзья тоже связывают с этим серьезные надежды, будут способствовать развитию практического взаимодействия и развитию нашего взаимодействия на международной арене, где Африка абсолютно обоснованно предъявляет свои намерения стать настоящим, полноценным центром формирующегося многополярного миропорядка», — резюмировал Лавров.