Минный мешок для «наступа». На пути ВСУ поставят «Земледелие»

Система дистанционного минирования «Земледелие» © / Вадим Савицкий / РИА Новости

Современные боевые операции нельзя представить без минных полей. Они выставляются не только в обороне, но и при наступлении или даже во встречном бою. Цена времени здесь — жизнь солдата. Поэтому в зоне СВО активно используются комплексы дистанционного минирования, которые в считанные минуты засеивают смертоносными «игрушками» большие территории, останавливая прорывы, блокируя фланги и пути отхода противника.

   
   

«Земледелие» повышенной эффективности

Инженерная система «Земледелие» является комплексом дистанционного минирования (ИСДМ), оснащенным, помимо пусковой установки, спутниковой навигацией и метеостанцией. Она укладывает минное поле любой сложности, в том числе и с проходами для своих войск. Это совершенно новая разработка, которая совсем недавно поступила и уже показала свою эффективность в боевых условиях спецоперации.

«Земледелие» представляет из себя систему залпового огня, для простоты понимания — аналогичную «Граду», они даже внешне похожи, но задачи выполняют совершенно разные. «Град» уничтожает противника моментально, «Земледелие» сеет смертоносные семена, которые дадут свои всходы позже, когда противник зайдет на «огород», утыканный минами.

Принцип действия дистанционного минирования ИСДМ «Земледелие» прост — для заброса мин используются трехметровые ракеты на твердом топливе. Они-то и доставляют мины в заданную точку на дальность от 5 до 15 км. Количество мин в одной ракете может быть разное: противопехотных — пять штук, противотанковых — три штуки.

При подлете к заданной точке обтекатели ракеты отбрасываются, мины высыпаются, на боевой взвод они ставятся при приземлении. Противопехотная мина ПОМ-2 устанавливается на четыре лапки, раскидывает тонкие обрывные нити. Все, к бою готова. Противотанковые мины становятся на боевой взвод через минуту после приземления и реагируют на магнитное поле или смещение.

Один залп «Земледельца» может покрыть минами площадь, сравнимую с несколькими футбольными полями. Координаты «засеянного» участка тут же передаются в штаб. Выполнив свою задачу, минное поле может быть дезактивировано удаленно либо сработает самоликвидирующий взрыватель. Бои закончатся, и мины превратятся в безобидные болванки.

«Охота» пуще неволи

Опыт дистанционного минирования у российских войск огромный. Система «Охота» широко применялась в Афганистане. Мины устанавливались на караванных путях доставки оружия из Пакистана. Учитывая рельеф местности, а это зачастую горные тропы, минирование проходило с помощью транспортно-боевых вертолетов Ми-8. В течение минуты вертолетчики могли разбросать более 8 тысяч пехотных мин. Этого вполне хватало, чтобы запереть банду в горах или закупорить горную тропу.

   
   

Моджахеды пытались найти противоядие нашим минным полям, на потенциально опасных участках они гнали перед собой стада баранов. Овцы шли, мины взрывались, караваны с оружием не страдали. Но появилась система «Охота», она уже использовала «умные» мины. Стук овечьих копыт ее совсем не «цеплял». «Охота» реагировала только на прохождение человека. Овцы оставались целы.

Ума палата

Современная мина — это уже не болванка, начиненная взрывчатым веществом. Это сложное высокотехнологичное изделие. Современные «умные» мины оснащаются электронными чипами. В память закладываются параметры для срабатывания. Мина считывает сейсмические колебания на поверхности, сравнивает их с заданными показаниями и дает команду на подрыв. Уже ведутся разработки мин с датчиком «свой-чужой». Таким образом, современный боевой конфликт бросает новые вызовы и тоже двигает прогресс.