Место преступления — соцсеть. Как Маск разоблачает цензуру в Твиттере?

DADO RUVIC / Reuters

После покупки Твиттера миллиардер Илон Маск начал выкладывать в общественный доступ сотни рабочих документов соцсети. Из них ясно, что предыдущие владельцы сети видели в Твиттере идеальный инструмент для управления общественным мнением и активно использовали его для влияния на президентские выборы и американскую политику. Маску за открытие этих документов грозят различными карами, но бизнесмена это не останавливает. Кажется, он начал собственную священную войну против демократов.

   
   

Как Твиттер заблокировал Трампа?

«Под давлением сотен сотрудников-активистов Твиттер заблокировал Трампа, действующего президента США, хотя они сами признают, что он не нарушал правил», — так Маск анонсировал на своей странице публикацию очередной серии внутренних документов Твиттера, в которых рассказывалось о том, как принималось, возможно, самое громкое решение в истории соцсети — решение о блокировке аккаунта тогда еще действующего президента США Дональда Трампа

В новой серии опубликованных документов упор был сделан на переписку сотрудников в закрытом чате, где они бурно обсуждали блокировку аккаунта Трампа после протестов 6 января 2021 года. Напомним, тогда тысячи сторонников Трампа протестовали у Капитолия против передачи власти выигравшему выборы Джо Байдену. Сторонники Трампа считали выборы сфальсифицированными. Они ворвались в Конгресс. Демократы тогда обвинили Трампа в попытке государственного переворота. 

Судя по рабочим перепискам, цензоры Твиттера решили, что произошедшие драматичные события — это идеальный момент, чтобы наконец закрыть мегапопулярный аккаунт президента, через который он напрямую общался с избирателями. 

В соцсети четко осознавали, что блокировка аккаунта Трампа будет нарушением собственных правил Твиттера. Ведь ни в одном из его последних постов не было и намека на нечто незаконное. Трамп не призывал к насилию и не агитировал своих сторонников штурмовать Капитолий. Поэтому цензоры понимали, что сильно рискуют — и опасались, как это будет воспринято во всем мире. Интересно, что тогдашний владелец соцсети Джек Дорси решил самоустраниться от принятия решения. Он взял отпуск, передав бразды правления в руки главного цензора Йоэля Рота

Цензоры долго обсуждали, пытаясь придумать обоснование для блокировки. В результате они решили это сделать, объявив действующего президента «подстрекателем к насилию», хотя это прямо противоречило тому, что писал и говорил Трамп. Для себя цензоры объяснили это тем, что Трамп был «террористом». Сторонники блокировки аккаунта Трампа в рабочих переписках цитировали «Банальность зла» Ханны Арендт и говорили, что если они будут следовать собственным правилам, то уподобятся нацистам, которые по закону совершали преступления. Себя же они сравнивали чуть ли не с антифашистским сопротивлением, которое нарушало законы ради противодействия гитлеровской политике.

Как устроена цензура в Твиттере?

Множество документов, опубликованных Маском, хорошо показывают техническую сторону организации цензуры в соцсети. Из них видно, что это был хорошо отлаженный процесс, который прямо влиял на политическую жизнь США в пользу Демократической партии. 

   
   

У каждого аккаунта в соцсети были специальные статусы, которые показывали, насколько повестка этого аккаунта считалась проблемной с точки зрения цензоров. Если аккаунт публиковал нежелательный контент, ему искусственно уменьшали охват аудитории. Для этого у цензоров был богатый набор инструментов. Например, аккаунту могли дать полноценный теневой бан. В этом случае даже подписчики не видели публикуемый контент в своих лентах. И наоборот, посты с «правильных» аккаунтов показывались пользователям Твиттера сильно чаще прочих. 

Дальше — больше. Как оказалось, у подразделения соцсети, отвечающего за цензуру, была прямая связь с аппаратчиками Демпартии. Многие решения нередко с ними согласовывались. Это, например, касалось отношения к аккаунтам, которые публиковали информацию о преступлениях сына Джо Байдена Хантера. Весь такой контент Твиттер старался банить. 

Главной мишенью, естественно, был Трамп. В своей внутренней переписке цензоры обсуждали буквально каждый его твит. Особое внимание привлекали твиты, посвященные критике избирательного процесса — и обвинениям в фальсификациях. Почти все его твиты или твиты его сторонников во внутренней системе были помечены как «проблемные». Им сокращали охват, в то время как любую критику в адрес Трампа и республиканцев, наоборот, продвигали. 

«Налицо прямое вмешательство в американские выборы — на стороне Демпартии, — говорит политолог-американист Малек Дудаков. — В целом же складывается картина абсолютного хаоса, царящего в Твиттере в 2020 году. В соцсети пытались сделать невозможное — в ручном режиме 24/7 заниматься цензурой и настраивать под себя ход политических дискуссий всей Америки». 

Зачем все это Маску?

Маск назвал Твиттер «местом преступления». Громкие разоблачения обходятся ему дорого. Если к концу 2021 года его состояние оценивалось в 300 миллиардов долларов, то теперь оно сократилось до 185 миллиардов. В лояльных Демпартии штатах против Маска начали множество мелких расследований. Например, в Калифорнии, в Сан-Франциско, против компании Маска открыли дело из-за того, что он установил в офисе кровати, предупредив сотрудников о возможных переработках. В городском департаменте инспекции зданий заявили, что должны удостовериться, что офис используется безопасным образом.

Наиболее крупные неприятности Маску создают федеральные власти. Правозащитники уже давно обвиняли его компанию Neuralink в жестоком обращении с животными. Теперь против Маска открыли федеральное дело. 

Однако Маск от своего отказываться не собирается. На грядущих президентских выборах он, видимо, хочет добиться победы республиканцев — и конкретно губернатора Калифорнии Рона Десантиса. Если это произойдет, многие обвинения с него будут сняты. Кроме того, разоблачения Маска поддерживает больше половины граждан США. Последние опросы показали, что 52% американцев считают действия Маска правильными.