В понедельник стало известно, что в окрестностях Соледара вооруженными силами РФ был уничтожен один из первых главарей экстремистской группировки УНА-УНСО*, нацист по имени Валерий Пальчик.
На момент смерти ему было уже за 50. За тридцать с лишним последних лет Пальчик умудрился войти в несколько запрещенных организаций и стать участником нескольких военных конфликтов. Их он называл «курортами».
Пальчик воевал вместе с радикальными исламистами во время первой и второй чеченских кампаний, был замечен в Грузии. Одновременно участвовал в митингах и беспорядках, которые УНА-УНСО* постоянно устраивала на Украине. Первым для него стал конфликт в Приднестровье, куда Пальчик отправился в 19 лет, как признавался сам — «за самоутверждением». Тогда он был очень недоволен, что стороны быстро заключили мир. После этого, по собственному признанию, Пальчик страдал от «чувства незавершенной войны». Что, очевидно, предопределило его развитие.
Штурмовал монастырь, избивал арматурой
В русскоязычном интернете упоминается нечасто. О нем написали СМИ, когда боевик уже умер. Часть своих «подвигов» он описал в книге, которая выпущена специальным украинским издательством «Ориентир».
«Это издательство — интеллектуальный проект “Азова”**. Его организатор — Марк Мельник, бывший боевик нацполка. Идейным вдохновителем был Николай Кравченко, приближенный Андрея Билецкого (фактический создатель “Азова” — ред.)», — объясняет исследователь преступлений на Украине, писатель Алексей Кочетков. По его словам, это издательство делает ставку на публикацию мемуаров украинских националистов.
В УНА-УНСО* Пальчик был одним из организаторов и постоянным участником уличных беспорядков. Одним из таких стал штурм Киево-Печерской лавры. Активисты взяли резиновые трубы с сердечником из арматуры, стремянки и начали штурмовать стены монастыря, как в средневековье. Тех, кто оказывал сопротивление, экстремисты били по голове. Пальчик хвастался, что им удалось захватить резиденцию настоятеля и удерживать ее около 20 минут, пока не приехал ОМОН.
Жалел, что не увидел гор трупов
В Приднестровье, где в 1990-х годах развернулась гражданская война, Пальчик отправился вместе с 50 друзьями по УНА-УНСО*. Во время боевых действий они чаще всего скучали, наблюдали за артиллерийской дуэлью и создавали проблемы тем, кого приехали «защищать».
Как вспоминал Пальчик, украинские националисты разоружали и арестовывали приднестровских бойцов, которые начинали мирно общаться с солдатами со стороны противника. Эти действия постоянно вызывали критику среди союзников, но украинские нацисты не унимались: «Гуманисты, блин», «Мы в ПМР не для того приехали», — писал Валерий Пальчик. Один раз он сам заставил лечь на землю под дулом автомата жителя Приднестровья, которого заподозрил в нелюбви к союзным силам. Местные службы проверили пленника и отпустили его, несмотря на волну негодования украинского бойца.
«Моя война в Приднестровье закончилась без патетики, отрезанных ушей, гор трупов и прочих “рембовских штучек”, — с сожалением вспоминал Пальчик и тут же утешал себя. — Но все лучшее у нас впереди!»
Впереди его ждали еще десятки лет бессмысленной стрельбы в чужих странах и смерть под Соледаром.
* Организация УНА-УНСО (Украинская народная ассамблея — Украинская народная самооборона) признана экстремистской и запрещена в России.
** признан экстремистской организацией, и его деятельность на территории России запрещена