Мангал в бою незаменим. Танкист рассказал, как Т-80 справляются с «Брэдли»

© / Никита Сахаров / АиФ

Мы познакомились на командно-наблюдательном пункте батальона и вот теперь следовали за офицером с позывным Белый в секретное место. Там в ожидании задачи стоят боевые машины его танковой роты. Одному из танковых экипажей предстояло уничтожать врага с закрытой позиции.

   
   

Не первый день в армии…

Белый воюет с сентября 2014-го, пришёл в ополчение Донбасса сразу после школы, в 17 лет. Когда своими глазами видишь бомбардировки мирных кварталов — трудно оставаться в стороне.

«Начинал с пехоты. Однажды в бою практически лицом к лицу встретился с вражеским танком. Подумал, что не плохо бы было и мне податься в танкисты. И вот с 2015 года служу в танковом батальоне», — рассказывает Белый aif.ru. 

За несколько лет он не просто прошёл путь от рядового танкиста до старшего лейтенанта. Белый за участие в операции по освобождению Авдеевки награждён орденом Мужества. 

Иван, командир взвода. Фото: АиФ/ Никита Сахаров

«Наши танки работали по неприятелю, применяли технику танковых каруселей. В итоге моя рота уничтожила два ключевых опорника ВСУ. Все экипажи отлично отработали», — вспоминает Белый истории из Авдеевки уже на позициях своего подразделения. 

За его спиной возвышаются боевые машины — Т-80. Их башни обнесены железными противодронными решётками или «мангалами», как их называют в войсках. Эти «мангалы» уже стали своего рода символом современных вооружённых конфликтов. Как и беспилотники, от которых решётки защищают танки. 

«Т-80 — надёжная, хорошая машина. Натовскую технику бьёт очень результативно. У нас в батальоне было несколько случаев: например, “Брэдли” американский уничтожали и немецкую БМП подбивали с Т-80. Против дронов-камикадзе активно начинаем применять станции радио-электронной борьбы», — рассказывает Белый. 

   
   
Командир роты «Белый». Фото: АиФ/ Никита Сахаров

Из казаков в танкисты 

Через некоторое время на позициях появляется открытый и улыбчивый парень, его зовут Иван. Это командир танкового взвода, и именно его экипажу совсем скоро необходимо будет выдвинуться на закрытую позицию, чтобы уничтожить несколько целей. Перед выездом успеваем немного пообщаться.

«Я помню, как сейчас, Донецк. 2015 год. Я выхожу из автобуса на Южном городском автовокзале и сразу мне на глаза попадается пункт набора в казачью часть. Это был Казачий союз области войска донского. Так как я год пожил в селе под украинской властью, где были и языковые притеснения и много всяких других неприятностей, то сразу записался добровольцем к казакам. Мне просто сказали место и время сбора, и на следующий день я уже состоял в ополчении», — вспоминает Иван.

Поскольку до того, как пойти служить он работал трактористом, военная специальность была предопределена изначально. Начинал он как водитель боевой машины пехоты, потом перешёл в танковый батальон.

«Особо трудностей не испытывал, когда перевелся, тем более БМП уже даже поднадоела, хотелось чего-то нового. Так я стал механиком-водителем танка. Когда уже полностью освоился, мог выполнять обязанности наводчика. Потом поставили меня на должность командира танка», — вспоминает офицер.

После начала СВО Иван был ранен во время боя на авдеевском направлении. Помогал пехоте прорываться в населённый пункт, занятый ВСУ. В его танк попали из ручного противотанкового гранатомёта. В госпитале Иван узнал, что вышел приказ о его назначении на должность командира танкового взвода и присвоении ему лейтенантского звания. 

С тех прошло довольно много времени. Сегодня Иван не сомневается, что победа обязательно будет за нами и даже знает, чем займётся после неё. Он мечтает о тихой жизни — просто в огороде копаться. Кстати, его родное село в прошлом году освободили и спустя восемь лет офицер-танкист снова обнял родную мать.

Фото: АиФ/ Никита Сахаров

Герои ДНР — в прошлом московский студент

Зарядив боекомплект восьмидесятки, экипаж занял свои места. С лёгкой руки механика водителя с позывным Чип машина тронулась и устремилась прямиком на боевой рубеж. А я снова вернулся на командно-наблюдательный пункт — там за боевой работой нашего танка вели наблюдение и корректировали её. Ребята, уничтожив несколько целей, ушли в безопасный район. 

На командном пункте мне удалось побеседовать с командиром другого танка, сержантом с позывным Арсен. Он родился в солнечном Ташкенте, в 12 лет с семьёй переехал в Россию. После школы поступил в Московскую финансово-юридическую Академию. А после первого курса летом поехал отдыхать в Крым и там познакомился с ребятами из Донецка. 

«Мои новые знакомые показали несколько видео, которые сами же сняли. На них показано, как ВСУ уничтожает жилые дома. Это меня, считай и мобилизовало — я понял, что отсиживаться где-то в тылу не хочу. Поэтому в 2019 году из академии отчислился, приехал в Донецк и записался добровольцем в танковый батальон ополчения Донбасса, где и служу по сей день», — рассказывает Арсен.

Командир танка «Арсен». Фото: АиФ/ Никита Сахаров

Участие в танковых штурмах, по его мнению, самое трудное и одновременно интересное, в чём приходилось участвовать. Например, однажды танк Арсена совместно с ещё одной боевой машиной принимал участие в штурме украинского укрепрайона под прикрытием тяжёлой огнемётной системы «Солнцепёк». 

А за штурм стратегически важной высоты танкист получил звезду героя ДНР. «Противника нужно было выбить с высоты всеми способами. Мы с ребятами из экипажа собрались, составили план действий. Несколько было попыток. По нам очень плотный огонь вели, мы тоже отвечали. Тем не менее успех был за нами», — утверждает Арсен.

Он боец опытный и противника оценивает здраво. Говорит, что на сегодняшний день главный враг танка — боевые дроны. И спектр способов борьбы с летающей заразой расширяется с каждым днём.  «Мы применяем очень активно системы РЭБ, плюс к этому танки укрываем специализированными сетями. Дроны попадают в эти сетки, а выбраться уже не могут, потому что материал этих сетей — очень прочный», — объясняет командир танкового экипажа.