Мало толку. Горстка F-16 не поможет украинскому контрнаступлению

ВСУ беззащитны перед российскими вертолетами и артиллерией, а поставки истребителей F-16 не смогут изменить ситуацию и ход военного конфликта. Об этом пишет The New York Times.

   
   

В материале говорится, что администрация Байдена колебалась больше года, прежде чем все-таки разрешила союзникам по Североатлантическому альянсу реэкспортировать на Украину самолеты F-16. Из-за этого к тому моменту, как украинские пилоты завершат обучение, которое должно продлиться «минимум год», будет уже «слишком поздно. Время для того, чтобы помочь силам ВСУ, с трудом преодолевающим российскую оборону, будет упущено безвозвратно». 

К тому же украинские пилоты не владеют английским. По словам американских чиновников, только 8 человек — меньше, чем одна эскадрилья, — готовы начать обучение. Еще около 20 человек сначала отправятся в Великобританию учить язык.

Отправка же всего лишь «горстки F-16» никак не изменит ситуацию на поле боя, считает Дуглас Барри, военный эксперт в аэрокосмической области Международного института стратегических исследований в Лондоне. Их количество должно быть адекватно их задачам, добавил он. Для сравнения, на начало СВО у России было в 10 раз больше истребителей, чем у Украины: 772 против 69. С тех пор соотношение вряд ли сильно изменилось.

Более того, когда F-16 прибудут на Украину, они столкнутся с еще одной проблемой — «грозной российской ПВО с системами С-400». Сегодня она не позволяет украинским «мигам» и «сушкам» даже приближаться к линии фронта или находиться в воздухе «слишком долго», что делает их ограниченно полезными. Единственное, что может позволить себе украинская авиация, — это запускать по различным объектам ракеты большой дальности, которые поставили Великобритания и Франция, указывает The New York Times.

Даже если у ВСУ будут F-16, в этом контексте остается неясным, смогут ли они вообще использовать их для поддержки своих сухопутных частей. Об этом на условиях анонимности рассказал изданию представитель администрации Джо Байдена.

Сможет ли украинское контрнаступление, разработанное по натовским лекалам, достичь успехов без «значительной воздушной поддержки» — столпа, на котором держится вся западная тактика военных действий? Без современных самолетов это будет «гораздо более сложной задачей», отмечает газета. Пока что контрнаступление пробуксовывает — попытки механизированными частями продавить позиции российских войск себя не оправдали. ВСУ вынужденно перешли к артиллерийским обстрелам и применению ударных дронов в надежде истощить российскую группировку.

   
   

«Без широкого применения авиации ВСУ никогда не смогут провести общевойсковое наступление в западном стиле», — рассказал NYT Филип Бридлав, отставной генерал ВВС США и бывший командующий НАТО. 

Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный «сильно разочарован» тем, что поставки F-16 задерживаются. Без них украинские войска «уязвимы» перед ударными российскими вертолетами и артиллерией, которые безнаказанно выбивают поставленную им технику. В частности, первые, по данным британского министерства обороны, представляют особую опасность. Они экипированы противотанковыми ракетами, которые запускаются вне радиуса действия украинской ПВО и которые летят слишком низко, чтобы их можно было сбить. 

«Некоторые американские генералы утверждают, что это [F-16] не то, что сейчас нужно украинцам. Я думаю, что это политически мотивированное заявление, которое никак не подкрепляется реальной практикой войны. Логика военных действий прямо говорит о том, что необходимо иметь превосходство в воздухе для того, чтобы проводить успешные наземные операции», — заявил полковник Маркус Рейснер, опытный офицер разведки Австрии.