Литовская закваска. Чем известна новый президент Мексики

Клаудия Шейнбаум © / Raquel Cunha / Reuters

Впервые в истории Мексики главой государства станет женщина. Клаудия Шейнбаум уверенно лидирует в президентской гонке, обгоняя ближайшего преследователя в два раза после подсчёта четверти избирательных бюллетеней. Чем она известна, разбирался aif.ru.

   
   

Её предки убежали из Европы, спасаясь от фашистов

Клаудия Шейнбаум — потомок бежавших из Европы евреев. Дед по отцу, ашкеназ, перебрался с семьёй в Мексику из Литвы в двадцатых годах прошлого века. Там он начал торговлю драгоценностями, что не помешало ему стать активным членом коммунистической партии Мексики. Бабушка по матери бежала в Мехико в сороковом году из Софии, когда правительство Богдана Филова ввело антиеврейские законы по образцу немецких. Она стала первой сефардкой, поступившей в мексиканскую академию.

Клаудия Шейнбаум очень редко публично говорит о своём происхождении. Пять лет назад на встрече с женщинами из еврейской общины она отметила, что не исповедует иудаизм, училась в нееврейских школах, но культура ей очень близка, так как «в доме «бабушки и дедушки мы отмечали все еврейские праздники».

Учёный, нобелевский лауреат

Шейнбаум изучала физику в Национальном автономном университете Мексики и в Национальной лаборатории имени Беркли в Калифорнии. Она изучала использование энергии в мексиканском транспорте и зданиях и в итоге получила странную для русского уха степень доктора философии в области энергетики и физики.

Шейнбаум много лет занималась преподавательской деятельностью и исследовательскими работами. В 2007 году она стала членом Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата. В том же году эта группа была удостоена Нобелевской премии мира «за их усилия по созданию и распространению большего количества знаний об изменении климата, вызванном деятельностью человека, и закладке основы для принятия необходимых мер по противодействию этим изменениям».

Четверть века политического опыта

С Лопесом Обрадором, президентом Мексики, который сложит с себя полномочия в ближайшие дни, Клаудия Шейнбаум знакома ещё с конца девяностых. В 1998 году она вступила в Партию демократической революции, которую он в то время возглавлял. Спустя два года Обрадора выбрали мэром Мехико, и она получила в его правительстве пост министра окружающей среды.

В 2018 году она сама заняла пост градоначальницы столицы, став первой женщиной-мэром. На её долю выпал пандемийный период, но она успешно смогла справиться с ситуацией. В Мехико зарегистрирован один из самых высоких показателей вакцинации в мире, поддержка социальных программ для бедных слоёв населения осуществлялась в полном допандемийном объёме.

   
   

В своей предвыборной программе она сделала ставку на различные социальные программы, борьбу с коррупцией и преступностью. Последнее для Мексики особенно актуально. В воскресенье, второго июня, там прошли не только президентские выборы, выбирали конгрессменов, губернаторов, мундепов и прочих чиновников. Более тридцати из кандидатов до выборов не дожили, их убили во время избирательной компании. По данным мексиканских СМИ, это самые кровавые выборы в истории страны.

Её ждёт серьёзный вызов

«Женщина станет президентом Мексики впервые в истории, но не стоит трактовать это так, что произойдёт усиление позиций борьбы за права женщин в регионе. То же самое касается и её корней.

Ни её происхождение, ни её пол абсолютно не влияют на то, какой будет мексиканская политика, — прокомментировала aif.ru успех Шейнбаум старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Татьяна Русакова. — Она давняя соратница уходящего президента Мексики, поэтому, по её заявлениям, политический курс Обрадора будет продолжен с небольшими корректировками, поскольку Шейнбаум не является его копией».

«Это тот же курс, который в Мексике называют “курсом четвёртой трансформации”, преобразование государство в более социальное и благополучное. Её ядерный электорат — это люди ниже среднего класса, бедные люди, поэтому будут продолжены социальные программы, которые достаточно успешно реализовывались и ранее», — пояснила эксперт.

«Её ждёт огромное количество вызовов, потому что ситуация в стране очень непростая. Помимо социальных проблем, это — всплеск насилия небывалых масштабов. За время предвыборной кампании было убито много кандидатов. По официальным данным — 26 кандидатов, по неофициальным, которые дают НКО, количество жертв может достигать 38. Разница в числах объясняется тем, что власти немного хитрят и не учитывают тех кандидатов, которые не прошли полностью цикл регистрации. Например, один был убит во время подачи документов. Это беспрецедентный уровень политического насилия, раньше он был ниже», — рассказала Русакова.

«Не в последнюю очередь это связано с ролью организованной преступности, в том числе наркокартелей. Если посмотреть статистику и карту, то можно увидеть, что наибольшее количество убитых кандидатов консолидируется в определённых штатах. Прежде всего это штаты Гуанахуато и Веракрус. Кроме того, растёт уровень преступности на юге и юго-востоке, чего раньше не было. Наркокартели с севера передвигаются на юг и обосновываются в тех штатах, где раньше проблема наркотрафика не стояла вообще. Например, сельский штат Чапас на границе с Гватемалой», — резюмировала эксперт.