Ликвидация оппозиции. Как Зеленский решил избавиться от партии Медведчука

Виктор Медведчук. © / Дмитрий Астахов / РИА Новости

Политическое поле Украины в ближайшее время будет полностью зачищено от сил, не поддерживающих курс на конфронтацию с Россией, выступающих против законов о тотальной украинизации и за мирно разрешение конфликта на Донбассе.

   
   

Генпрокурор и пять «нельзя»

Такой вывод можно сделать после объявления о том, что лидеру партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктору Медведчуку и Тарасу Козаку выписаны подозрения в государственной измене.

Генпрокурор Украины Ирина Венедиктова сообщила об этом в соцсести, заявив, правда, что подозрение выписано «депутатам М и К». К чему была такая конспирация, если имена практически сразу озвучили на пресс-конференции представителей СБУ и Генпрокуратуры, непонятно.

По словам Венедиктовой, депутаты обвиняются «в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов в украинском Крыму». 

Свой пост генпрокурор завершила выводами, выдержанными не совсем в юридических терминах:

«1. Считать Крым частью другого государства — нельзя.

2. Способствовать и непосредственно участвовать в передаче ценных документов, касающихся украинских недр, денежный эквивалент ресурсов которых составляет 38 млрд грн, — нельзя.

   
   

3. Становиться правопреемником украинской собственности, которая по праву принадлежит гражданам Украины, — нельзя.

4. Раскрывать сведения, содержащие гостайну, — нельзя.

5. Создавать армию информационных клоунов и кукловодить ими в собственных антиукраинских интересах — нельзя».

Тайны участка «Глубокий»

На совместной пресс-конференции с главой СБУ Иваном Бакановым Венедиктова объяснила, в чем конкретно обвиняют Медведчука.

По версии следствия, глава партии ОПЗЖ организовал передачу российской фирме «Новые проекты» газового участка «Глубокий» на шельфе Черного моря. Причем глава СБУ сформулировал так — Медведчук якобы передал сведения о месторождении России, что нанесло ущерб Украине.

Нюанс в том, что документы от Киева на разработку месторождения были выданы в 2012 году украинской фирме «Новые проекты». А в 2016 году юридическое лицо, перерегистрованное в России, получило разрешение на разработку месторождения уже от властей России.

Медведчука обвиняют в том, что он способствовал этим процессам. В качестве доказательств приводятся записи телефонных переговоров политика с российскими официальными лицами, а также письма фирмы «Новые проекты».

Самое интересное, что, по данным СБУ, добыча газа на месторождении не ведется, так что материальный ущерб в этом случае рассматривается как потенциальный. Тарас Козак, по версии следствия, помогал Медведчуку в реализации данной схемы.

Выдвинутое обвинение выглядит как минимум странно на фоне историй с липецкой фирмой Петра Порошенко, российскими бизнес-проектами и квартирой в Крыму Владимира Зеленского. Да и вообще, украинские журналисты не раз публиковали истории о том, как непримиримые борцы с «российской агрессией» из числа депутатов Верховной Рады имеют собственность и реализуют коммерческие проекты на территории «агрессора».

Организация по «вербовке агентуры»

Если по истории с фирмой «Новые проекты» на пресс-конференции были предъявлены хоть какие-то доказательства, то два других пункта обвинения и вовсе оказались стерильными.

Глава СБУ Иван Баканов заявил, что Медведчук летом 2020 года передал Козаку, находящемуся в России, некие данные о засекреченном подразделении ВСУ. Что за подразделение и какую информацию передал глава ОПЗЖ, Баканов не пояснил.

Третий пункт обвинения — Медведчук и Козак создали организацию «Проминь», помогающую гражданам Украины, работающим и обучающимся в России. По версии СБУ, в действительности «Проминь» занимается вербовкой агентуры, которая, вернувшись на Украину, будет «влиять на внутреннюю политику страны».

Никаких доказательств вербовочной деятельности предъявлено не было.

11 мая в доме Виктора Медведчука в Киеве прошел обыск. Правда, самому политику подозрение вручено не было. В СБУ заявили, что Медведчук находится на территории Украины, но они не знают, где именно. Что касается Тараса Козака, то он, как утверждается, в данный момент в России.

Подозрения в отношении Медведчука и Козака выдвинуты по ст. 111 УК Украины (государственная измена) и ст. 348 УК Украины (посягательство на жизнь работника правоохранительного органа, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего). Санкция первой статьи — до 15 лет лишения свободы, второй — от 9 до 15 лет либо пожизненное заключение.

«Не собираюсь прятаться от правосудия»

В большинстве случаев на Украине подозрение в совершении преступлений по тяжким статьям сопровождается заключением под стражу. То есть весьма вероятен арест главы ОПЗЖ.

На официальном сайте партии было опубликовано заявление Виктора Медведчука относительно происходящего: «Сегодня, выполняя противозаконный приказ власти, Генпрокуратура, грубо нарушая Конституцию и законы Украины, провела обыски у меня дома и в офисе. Как и следовало ожидать, ничего противозаконного не обнаружили. Истинной целью проведения этих противозаконных обысков было, в нарушение установленной процедуры, вручить мне сфабрикованное по приказу власти подозрение в государственной измене.

Все, что происходит со мной, является политической расправой за мою принципиальную политическую позицию. Заявляю, что я нахожусь в Украине и не собираюсь прятаться от правосудия. Я и дальше буду участвовать в законных следственных действиях и добиваться справедливости как для себя, так и для всех украинских избирателей, доверивших мне высокое звание народного депутата Украины».

В начале 2021 года в отношении Медведчука и Козака были введены санкции решением СНБО. Следствием их стало отключение от эфира трех оппозиционных каналов, владельцем которых числился Тарас Козак. Данные действия были поддержаны посольством США на Украине.

Нынешние действия в отношении руководителя ОПЗЖ последовали после визита в Киев госсекретаря США Энтони Блинкена. Очевидно, что в команде Зеленского твердо убеждены — давление на оппозицию недовольства со стороны Вашингтона не вызовет.

Дело Шария: как пытаются ликвидировать партию блогера и журналиста

В феврале 2021 года в государственной измене обвинили лидера «Партии Шария» журналиста и блогера Анатолия Шария. «Служба безопасности Украины объявила о подозрении в совершении преступления гражданину Украины Анатолию Шарию. По версии следствия, он осуществлял незаконную деятельность в ущерб национальной безопасности Украины в информационной сфере. Есть основания полагать, что Анатолий Шарий действовал по заказу иностранных структур, — говорилось в сообщении, опубликованном на сайте СБУ. — Подозрение объявлено под процессуальным руководством Киевской городской прокуратуры в рамках уголовного производства по двум статьям Уголовного кодекса Украины — части 1 ст. 111 (измена) и части 1 ст. 161 (нарушение равенства граждан в зависимости от их расовой принадлежности, национальности, религиозных убеждений, инвалидности и других оснований). В частности, что касается последней статьи, то речь идет о разжигании национальной, расовой или религиозной ненависти, унижении национальной чести и достоинства и т. д.».

Как заметил Анатолий Шарий, среди того, в чем его обвиняют, оказалась и «пропаганда многоязычия». С точки зрения СБУ, это государственная измена.

Задержать Шария, находящегося в ЕС и имеющего там статус политического беженца, у Украины нет возможности. Впрочем, это не является первоочередной задачей для украинских властей. На основании дела против журналиста было возбуждено производство о ликвидации «Партии Шария».

Весьма вероятно, что по тому же самому сценарию будут действовать и в отношении ОПЗЖ.

Не останется никого, кто против

Конечным итогом данной комбинации должна стать ликвидация всех политических сил, не поддерживающих линию, ставшую генеральной после «Евромайдана». Задачей минимум для команды Зеленского является снижение возможностей деятельности ОПЗЖ, чтобы она перестала представлять собой весомую альтернативу, привлекающую избирателей.

На поле, зачищенном от коммунистов, социалистов, партии Медведчука, партии Шария, Владимир Зеленский рассчитывает оказаться наиболее умеренной силой, к которой, по замыслу политтехнологов, должны примкнуть все, кто будет напуган праворадикалами и партией Порошенко. Впрочем, нынешнего президента вполне устроят и разочарование с апатией, которые постигнут избирателей на фоне происходящего. Зеленского очень бы устроил статус «лучшего среди худших».

Тем, кто продолжает верить в крутой разворот украинской политики, наглядно продемонстрировано, что такая возможность в поле легальной политики будет полностью купирована. А следовательно, и мирное урегулирование конфликта на Донбассе переносится в область недостижимых фантазий.

Что касается самого Виктор Медведчука, то официальный Киев оставляет ему небольшой выбор — либо статус заключенного, либо политическая эмиграция.