Речь Касым-Жомарта Токаева на Национальном курултае эксперты уже назвали политической сенсацией. Лидер Казахстана выступил с амбициозными инициативами, связанными с масштабной модернизацией государственного устройства. Прежде всего, это введение должности вице-президента Республики Казахстана. Далее — создание нового органа власти под названием Народный совет Казахстана, который возьмёт на себя функции Ассамблеи народа Казахстана и Курултая.
Республиканский же парламент станет однопалатным и будет переименован в Курултай. По мнению Токаева, главная цель такой трансформации — укрепление потенциала крупнейшей центральноазиатской державы, усиление её готовности к современным вызовам. Кроме того, в мировоззренческом плане президент призвал соотечественников идти только вперёд, не оглядываясь назад.
Выступление казахстанского лидера проанализировали опрошенные Aif.ru эксперты.
Казахстан и Россия: общие ценности
О значении кардинальной модернизации структуры государственной власти Казахстана — чуть ниже, а пока следует проанализировать мировоззренческие установки, которые высказал Касым-Жомарт Токаев. Прежде всего лидер республики констатировал, что Казахстан идёт по пути сохранения и укрепления традиционных ценностей, что, безусловно, роднит с Россией.
«Нельзя позволить разного рода политическим авантюристам подорвать ценностное ядро нашей нации, направить молодёжь по ложному пути новомодных „альтернативных“ моральных ценностей. Уверен, все поняли, о чём веду речь. Государство обязано стоять на страже традиционных культурных ценностей, противодействовать пропаганде деструктивных, а если называть вещи своими именами, аморальных моделей поведения. В нашем обществе следует законодательно укрепить институт брака как добровольный союз мужчины и женщины, официально заверенный в государственном учреждении», — подчеркнул глава Казахстана.
По мнению научного сотрудника Института востоковедения РАН Дарьи Сапрынской заявление Токаева о необходимости законодательного закрепления традиционных ценностей и института брака органично вписываются в общую логику политического курса Казахстана после 2022 года.
«Речь идёт не столько о культурной или религиозной мобилизации, сколько о попытке зафиксировать ценностные „красные линии“. Казахстанское и российское общества во многом схожи по своим ценностным ориентирам, поэтому здесь действительно прослеживается определенная перекличка. Традиционные ценности используются как элемент государственной стабильности. Иными словами, государство фиксирует рамки допустимого в публичном пространстве», — прокомментировала политолог.
В свою очередь российский политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что чёткое законодательное закрепление традиционных ценностей — это «не только вопрос внутренней повестки Казахстана, это еще и жест в сторону стран, которые выбирают традиционализм, подтверждают общность истории, близость культур и представлений о должном».
Уверенный взгляд в будущее
В своем выступлении президент Казахстана затронул весьма чувствительную тему — оценка исторического прошлого. Токаев заявил: «Знание прошлого и уверенный взгляд в будущее являются залогом поступательного прогресса страны и формирования деятельного патриотизма. Нам не нужны крикуны, прикрывающиеся лозунгами о национальных интересах, и, тем более, непорядочные люди, пытающиеся извлечь политические дивиденды из святого чувства подлинной любви к своему Отечеству».
Слова Токаева коррелируются с его недавним выступлением на страницах газеты «Туркистан», где казахстанский лидер предостерег «псевдоисториков», обвиняющих другие народы в бедах соотечественников. «История должна быть фактором консолидации общества, а не предметом бесконечных споров и даже вражды», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
В этом же контексте глава республики анонсировал на Курултае выход в свет объемного 7-томного издания по академической истории Казахстана. «Данный труд станет важным вкладом в укрепление нашей государственности и процесс формирования целостного исторического самосознания нации. Символично, что это важное научное событие совпадает с 35-летием Независимости Казахстана. Именно так, реальными делами, мы должны отметить эту историческую веху», — подчеркнул Токаев.
А в сентябре в России, на Алтае, Казахстан примет участие в масштабной международной конференции «Большой Алтай — прародина тюрков». По мнению политолога Дарьи Сапрынской, призыв президента Казахстана отказаться от психологии «исторической раны» и прекратить перенос ответственности за собственные проблемы на другие народы следует рассматривать как политически прагматичный, а не абстрактно-моральный жест.
«В этой же логике Токаев заявил о выпуске семитомного собрания по истории Казахстана. Различные нарративы, убеждения и конкретные идеологемы существуют сегодня в казахстанском, как и в любом другом обществе. В вопросах интерпретации истории таких тем особенно много. Однако государству необходимо очертить круг реальных и навязываемых проблем. Следует отметить, что во многих странах история выступает источником политической мобилизации населения. Казахстан, в свою очередь, стремится уйти от объективизации негативной повестки — то есть от исключительного фокуса на том, что „было плохо“ и „кто виноват“», — считает эксперт Института востоковедения РАН.
Доцент кафедры политологии Финансового университета при правительстве России Евгения Махмутова согласна, что обвинения в своих бедах других народов, а также бесконечные разговоры о своей горькой судьбе — «путь тупиковый».
«Таким путём идут некоторые страны, но это путь тупиковый, поскольку существуют конкретные политические и экономические задачи. Например, Казахстан стремится стать цифровым хабом региона или даже всего постсоветского пространства. Подобные задачи невозможно решать, постоянно обращаясь к образу жертвы. Ведь такой взгляд в прошлое не способствует развитию, в том числе межгосударственных отношений. Очень хорошо, что это признается на самом высоком уровне. Это сигнал людям, группам и даже организациям, продвигающим идею „жертвенности Казахстана“ — кто по материальным мотивам, кто — по идейным. Президент подчеркивает: на этом далеко не уедешь», — резюмировала политолог.
Укрепление потенциала Казахстана
Подобные масштабные реформы требуют слаженной работы всего государственного аппарата и общественных институтов, логичной, безусловной и бесперебойной управляемости. Именно в этой связи лидер крупнейшей в Центральной Азии державы объявил об учреждении института вице-президента Республики Казахстан. Предполагается, что вице-президент станет представлять интересы страны на международных форумах и переговорах с делегациями зарубежных государств, представлять интересы президента в парламенте, а также взаимодействовать с отечественными и зарубежными общественно-политическими, научными и культурно-просветительскими организациями.
«В нашем случае учреждение данной должности стабилизирует процесс управления государством, а также внесет окончательную ясность в отношении властной иерархии. Должен подчеркнуть: данное конституционное нововведение не означает ослабления самого института президентской власти. Напротив, пост президента остается главным в государственной системе. Убеждён, Казахстан будет успешно развиваться как президентская республика», — заявил Токаев.
Ещё грандиозное политическое нововведение: парламент, став однопалатным, будет переименован в Курултай Республики Казахстан. В его состав войдут 145 депутатов, полномочия которых будут существенно расширены. В частности, депутатам высшего представительного органа страны будут переданы полномочия по формированию Конституционного суда, Высшей аудиторской палаты и Центральной избирательной комиссии, а также избранию всех судей Верховного суда.
Кроме того, будет создан новый институт — Народный Совет Казахстана, которые станет обладать статусом высшего консультативного органа страны (при этом Ассамблея народа Казахстана и Национальный курултай упраздняются). Состав Народного совета предложено сформировать из 126 человек, которые будут назначаться непосредственно президентом. «Главная цель политической модернизации — укрепление потенциала Казахстана, усиление готовности нашей государственности к современным вызовам. Важны не формальные изменения, а положительная трансформация самой сути государственных институтов, улучшение их взаимодействия», — подвёл итог Касым-Жомарт Токаев.
По словам востоковеда, кинодокументалиста Леонида Млечина, Касым-Жомарт Токаев по праву считается лидером перемен на постсоветском пространстве.
«В мире много стран с давно устоявшейся политической практикой, где правила игры меняют редко и неохотно. В государствах на постсоветском пространстве правила еще только формируются. Президент Касым-Жомарт Токаев — лидер перемен. Он давно начал политическую реформу, которая уже серьёзно изменила страну. Он откликнулся на ожидания общества. Люди многое хотели изменить в жизни. В чём прежде всего остро нуждается страна и особенно молодое поколение? В создании условий для самореализации и успеха, в обретении уверенности в собственных силах, в ободрении, наконец», — дал комментарий востоковед телеграм-каналу KeyNews.
По мнению Млечина, казахстанский лидер сознательно ограничивает свою власть, что не очень характерно для политиков.
«Скажем, вице-президенты мало где существуют, потому что напарников в политике опасаются. Но Токаев — не опасливый и думает не о себе, а об интересах государства. Хорошо продуманная система сдержек и противовесов (чтобы ни одна ветвь власти не господствовала над другими) обеспечивает стабильность. Казахстанское общество обретает самостоятельность и способность к самоорганизации. Возвращается вера в способность самому чего-то добиться и изменить жизнь», — продолжил эксперт.
Леонид Млечин считает, что смысл и результативность реформ, которые проводит Касым-Жомарт Токаев, сегодня выражается в главном: это уверенность граждан в способность менять жизнь к лучшему. В свою очередь политолог Константин Калачёв, комментируя расширение полномочий казахстанского парламента, названного теперь Курултаем, подчеркнул: «Главное, что Курултай будет формироваться на сугубо партийной основе. Это снижает влияние региональных элит. По сути, речь идет о вертикально-интегрированной системе управления, в которой исполнительная власть остается стержнем системы.
Инструменты формирования законодательной власти в случайные руки не попадут. Управляемость является очевидным приоритетом. Электоральная система отвечает на вызовы времени, минимизирует риски и угрозы, создает систему баланса, но без перекосов».
Говоря о Народном совете, Калачёв охарактеризовал новый институт «инструментом Слышащего государства». «Создание Совета — это приглашение гражданскому обществу делить ответственность за принимаемые решения. Это развитие идеи Справедливого Казахстана как государства, в котором широкие слои общественности находятся в диалоге с властью. Совет таким образом берет на себя функцию легитимизации решений от имени гражданского общества», — подытожил политолог.
По мнению директора Центра социально-политических исследований и информационных технологий РГГУ Магомеда Омарова, тот факт, что в Народный совет войдут представители всех этнокультурных объединений, «еще больше сплотит страну и создаст заслон любым проявлением национальной вражды». «В Казахстане традиционно хорошо уживаются представители разных народов, так будет и дальше», — сказал эксперт.
Таким образом, комплексные государственные реформы в Казахстане свидетельствуют, что Касым-Жомарт Токаев строит устойчивую, вертикально-интегрированную систему с интегральным включением в неё гражданского общества. Всё это призвано обеспечить республике стабильность, динамичное развитие и преемственность курса.