Недавняя приостановка Украиной прокачки нефти по трубопроводу «Дружба» (16 ноября вечером поставки возобновлены) была очень странной, считают отраслевые эксперты. Aif.ru разбирался в том, что это было и ждать ли новых диверсий.
«Дружба» — одна из крупнейших в мире систем магистральных нефтепроводов. Маршрут проходит от Самары до Брянска, затем следует до Мозыря, после чего разветвляется на два участка. Северная ветка идет по территории Белоруссии, Польши, Германии, а южная — через Украину, Чехию, Словакию, Венгрию.
Поскольку российская трубопроводная нефть продается с большой скидкой — в 30-40% — спрос на неё только растет. За девять месяцев поставки нефти в Европу (в Венгрию, Чехию и Польшу) по системе магистральных нефтепроводов «Дружба» увеличились на 9% по сравнению с предыдущим годом.
Новость, что Украина приостановила прокачку нефти по трубопроводу «Дружба» в направлении Венгрии, сославшись на падение напряжения, взволновала и рынок, и все причастные к нефтепроводу страны. Премьер Венгрии даже созвал по национальный Совет безопасности. В августе прокачка по «Дружбе» в адрес Венгрии, Словакии и Чехии уже останавливалась — не проходил платеж за транзит. Неделю выясняли, насколько корректно получать деньги из России в условиях санкций. 11 октября в Польше произошла утечка из-за повреждения участка магистрали.
«От взрыва ракеты пострадала трансформаторная подстанция Барацаг, отвечавшая за электроснабжение нефтепровода, — пишут сейчас в соцсетях. — Метили точно в подстанцию, чтобы попугать остановкой транзита».
На Украине обсуждали решение об остановке транзита с начала следующего года. Для транспортировки российской нефти по украинской территории требуется соглашение между «Транснефтью» и «Укртранснафтой». Текущий договор действует до конца года, а подписание следующего, на 2023 год, теперь не состоится — Украина внесла в санкционный список всех членов правления «Транснефти». Будет ли продолжен транзит нефти без договора?
Остановка прокачки нефти по «Дружбе» никому не выгодна, уверены эксперты — ни России, ни Европе; она создаст Венгрии большие проблемы — страна не получит достаточно объёмов по другим маршрутам. Для Украины это тоже невыгодно — она получает плату за транзит нефти, а кризис в Европе может лишить саму Украину нефтепродуктов. На Украине до 24 февраля работал только Кременчугский НПЗ и небольшие станции нефтепереработки. Сейчас не работает ничего. Поэтому все нефтепродукты, и бензин, и дизель, которые она получает, только импортные.