Американские власти продолжают наращивать военную группировку около побережья Венесуэлы, а западные СМИ прямо пишут, что решение об операции практически принято. Однако официальные лица начало вторжения пока отрицают. И не зря — у них есть большие проблемы, с которыми не так просто будет справиться.
О том, что решение начать военную операцию принято, западные СМИ стали писать накануне
Сразу несколько изданий со ссылкой на анонимных представителей Белого дома писали, что до начала вторжения остались дни, а «может быть, и часы».
«Мадуро приходит конец, и брезжит рассвет свободной и процветающей Венесуэлы», — в таких патетических выражениях анонимные спикеры говорили о неизбежности операции.
В водах у побережья Венесуэлы в пятницу, 31 октября, действительно было тревожно. Американский флот продолжал наращивать силы. Активно вела себя авиация США. В пограничных районах с Венесуэлой были перебои со спутниковой связью. По тревоге начали поднимать свои войска и соседние страны, например Тринидад и Тобаго.
Все это накладывалось на алармистские сообщения в СМИ, которые передавали, что американская армия уже выбрала цели для первых ударов, среди которых были военные базы, порты и аэродромы. В составе американской военной группировки были и десантные корабли, которые могли нести до 4,5 тыс. солдат.
Однако американские военные эксперты обращали внимание на то, что в составе американского ударного соединения до сих пор нет авианосца USS Gerald R. Ford, который ранее находился в Средиземном море и только начал движение в сторону Венесуэлы. А без него американцам было бы труднее обеспечивать постоянную поддержку своим частям на земле. В связи с этим, указывали эксперты, операция вряд ли начнется до подхода этого корабля.
А потом опровергать операцию начали и сами американские власти.
Сначала госсекретарь США Марко Рубио заявил, что это все «фейки». А потом опроверг начало вторжения и президент США Дональд Трамп.
У американских властей есть проблемы с оправданием вторжения
Американские избиратели, похоже, не очень поверили в то, что начинать войну с Венесуэлой надо из-за того, что это «государство-наркокартель». Лишь 19 % респондентов поддерживают операцию. Большинство — против. Из-за этого Белый дом оказался в тупике.
«Раскола власти в Каракасе не произошло. От многих нелояльных элементов в армии и спецслужбах Мадуро избавился в период после попытки переворота 2019 года. И львиная доля сторонников оппозиции покинула Венесуэлу за прошедшие шесть лет», — говорит Дудаков.
Конечно, американцы будут продолжать психологическое давление — все эти маневры кораблями и самолетами, бесконечные сливы в прессу о «скором начале операции» и т. п. Но рано или поздно им придется сделать выбор — или отводить войска, или начинать операцию.
Во втором случае есть шанс завязнуть в Венесуэле, как в Ираке или Афганистане. Именно на это сейчас надеется оппозиция Трампу. Если все затянется до следующего года, то там не за горами промежуточные выборы в Конгресс. И тогда Трамп и республиканцы рискуют потерять свое шаткое большинство.
Понимая это, критиковать действующего президента Штатов начинают даже его сторонники. Например, сенатор-республиканец Рэнд Пол заявил, что у Белого дома нет права начинать войну с Венесуэлой.
«Президент не может просто так объявлять войну. Послушайте, я сторонник Дональда Трампа, я его поддерживаю, но я не поддерживаю втягивание нас в войну без голосования в Конгрессе. Разница между войной и борьбой с преступностью в том, что во время войны ты не спрашиваешь имена людей — их можно просто уничтожать. Но если речь идёт о преступлениях, например о торговле наркотиками, то у нас всегда существовали правила ведения операций, право на судебное разбирательство. Нельзя просто взорвать лодку с людьми, даже не зная, кто они такие», — рассуждал сенатор.
Это очень осторожная критика, но все равно это неприятный звоночек для Трампа, который ранее держал партию в железном кулаке.
Так что ему и его советникам есть о чем подумать. А до тех пор у Венесуэлы есть время.