Ковид-мигранты наступают. Как вирус обострил в Европе проблемы с беженцами?

Мигранты, спасенные Louise Michel, ожидают высадки на Лампедузе. © / Reuters

9 сентября на греческом острове Лесбос сгорел лагерь мигрантов «Мория». Он был переполнен беженцами: на пространстве, предназначенном для 4 тысяч человек, жили, по разным данным, от 13 до 18 тысяч. О пострадавших в результате пожара ничего не сообщается, но теперь этой массе людей негде жить: лагерь сгорел полностью.

   
   

Греческие СМИ предполагают, что возгорание произошло во время беспорядков в лагере. Они были вызваны сообщением о том, что у 35 беженцев обнаружили коронавирус. Некоторые из них попытались после этого покинуть лагерь.

Две проблемы наложились друг на друга: беженцы продолжают проникать в Европу, и теперь они могут быть переносчиками COVID-19, а европейские власти ничего не могут с ними поделать. Между тем жители приграничных европейских регионов всё чаще начинают высказывать недовольство миграционной политикой и неспособностью властей прекратить потоки беженцев. В некоторых местах доходит до стычек.

Cгоревший лагерь мигрантов «Мория». Фото: Reuters

Карантин в лагерях

29 февраля, в самом начале пандемии, Реджеп Эрдоган на фоне очередных разногласий с ЕС объявил о том, что Турция больше не будет препятствовать беженцам на пути в Европу. Сразу после этого турецкий телеканал Haberturk показал толпы из тысяч мигрантов, которые устремились к границе Турции с Грецией и Болгарией. Немногочисленная погранохрана обеих европейских стран ничего не смогла противопоставить этой волне. За 2 дня границу пересекли более 100 тысяч человек, сообщил министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу.

Тем временем в Брюсселе на время пандемии коронавируса настоятельно рекомендовали всем членам ЕС закрыть свои границы. В некоторых странах запрет в условиях пандемии распространили и на беженцев. Это сделали власти Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии и Нидерландов. Однако мигранты и раньше мало обращали внимание на европейские законы.

Ухудшается ситуация в центрах приема беженцев. Сообщения о вспышках коронавируса в иммиграционных лагерях появляются то тут, то там. Из-за этого возникают трудности с их снабжением. Некоторые гуманитарные организации прекращают раздачу продовольствия и предметов первой необходимости. Во Франции, Сербии, Боснии и Герцеговине в миграционных лагерях ввели режим карантина.

В Греции на карантин в начале сентября были закрыты сразу три крупнейших лагеря. Из-за этого там ухудшились и без того далеко не санаторные условия содержания. На 1300 человек имеется один кран с водой, в одной пластиковой палатке спят по шесть человек, и ни о каком регулярном мытье рук или соблюдении дистанции не может быть и речи, пишет немецкая газета Der Standart. Поэтому многие беженцы стремятся покинуть такие лагеря. Это, в свою очередь, приводит к столкновениям.    
   

Так, кроме инцидента на Лесбосе известно еще как минимум о двух стычках с полицией в сербских центрах для беженцев в Крняце и Обреноваце близ Белграда. А в лагерь беженцев в немецком городе Зуле, где на карантине находятся 533 человека, пришлось перебросить около 200 полицейских. Стражам порядка пришлось успокаивать передравшихся между собой обитателей лагеря.

Все больше возмущения высказывают и жители мест, рядом с которыми расположены лагеря. На Лесбосе в марте местные жители сожгли центр по приему мигрантов, а потом избили двух журналистов, которые приехали освещать это событие. На итальянском острове Лампедуза, где располагается еще один переполненный беженцами лагерь, в конце августа местные активисты вступили в стычки с полицией, после того как власти разрешили пришвартоваться в порту судну с 450 мигрантами. Мэр Лампедузы Тото Мартелло объявил, что остров готов ко всеобщей забастовке «в знак протеста против молчания правительства».

Лампедуза. Фото: Reuters

Одиссея имени Бэнкси

Мигранты проникают в Европу не только через сухопутную границу с Турцией, но и по морю — на острова Эгейского моря, в Италию и Испанию.

Как и раньше, переполненные людьми старые лодки нередко терпят крушение в море. Правоохранительные органы Италии говорят о том, что мигранты специально подают сигналы SOS, зная, что принявшие их на борт европейские суда доставят пострадавших в европейские порты.

На помощь мигрантам приходят различные гуманитарные организации и левые активисты. К примеру, известный уличный художник Бэнкси на свои средства приобрел корабль и передал его известной немецкой правозащитнице и актрисе Пие Клемп. Судно получило название Louise Michel в честь французской феминистки и анархистки XIX века Луизы Мишель, занимавшейся к тому же проблемами иммиграции. Лодку покрасили в розовый цвет, на борт нанесли рисунок самого Бэнкси: девушка в спасательном жилете держит буй в форме сердца. 

В первый же свой рейс корабль спас в море 219 мигрантов, однако затем и сам подал сигнал бедствия, потеряв из-за перегрузки способность маневрировать. Показательно, что переполненное беженцами судно отказались принимать на Мальте и на итальянской Лампедузе.

Все то время, пока шли переговоры, Пия Клемп описывала в соцсетях бедственное положение судна. В результате итальянские власти согласились ввиду серьезности положения снять с корабля и направить на многострадальную Лампедузу 49 человек, особо нуждавшихся в помощи. Вместе с ними с судна вывезли тело одного из беженцев, скончавшегося в пути.

Остальных взяло на борт подоспевшее на помощь судно Sea Watch 4, принадлежащее еще одной гуманитарной организации. В общей сложности на борту корабля находится почти 400 человек. Ни одна из стран пока не согласилась его принять, но рано или поздно под напором СМИ и либеральных активистов кому-то все-таки придется это сделать.

Судно Louise Michel. Фото: Reuters

Риски растут

Пандемия коронавируса обострила в Европе миграционные проблемы, подтвердил АиФ.ru заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер: «Миграционные потоки внутри Европы — это плохо контролируемая, а часто и вовсе не контролируемая масса людей. В рамках ЕС мобильность таких потоков крайне высока, поскольку этому способствует принцип открытых границ. И всё это совсем не стыкуется с основным механизмом борьбы с коронавирусом: социальным дистанцированием и локализацией очагов заражения».

Как следствие, обстановка во временных лагерях для мигрантов стремительно ухудшается, говорит эксперт. А риски распространения инфекции и среди беженцев, и среди тех, кто с ними так или иначе соприкасается, только растут.