Эксперты клуба «Валдай», обсуждая арабо-израильский конфликт, сошлись во мнении, что кровавые события в Израиле и Газе были ожидаемы. Многие вспоминали, что о взрыве ситуации в регионе ещё 20 лет назад предупреждал экс-премьер Евгений Примаков.
Почему это случилось?
Как напомнил научный сотрудник Исследовательского центра Ближнего Востока и Центральной Азии Зак Баттат, спусковым крючком для конфликта стали беспорядки в апреле 2022 года, когда жители Газы протестовали против закрытия границы во время израильских праздников.
Посол РФ в Тель-Авиве Анатолий Викторов отметил, что глобальной причиной новой стадии конфликта стали действия международного сообщества.
«Это результат неконструктивной, недальновидной политики ряда стран. Запад монополизировал урегулирование без учета интересов народов. Главным образом, палестинского народа. Была заблокирована работа Международного квартета (США, Россия, ЕС, ООН — ред.) и ряда других посредников, призванных разорвать круг насилия. <...> Это привело к небывалому ожесточенному противостоянию. На данный момент подтверждена информация о гибели около 1200 израильтян и около 950 палестинцев», — сказал Анатолий Викторов. Посол РФ в Израиле также сообщил о гибели четырех россиян. Еще 6 граждан России находятся в статусе пропавших без вести.
Президент проекта U.S./Middle East Project (USMEP) Дэниел Леви говорит, что бдительность военных Израиля и его западных партнеров была усыплена затишьем в зоне конфликта.
«В последние годы я провел много разговоров с западными официальными лицами. Многие меня жалели и считали, что этим уже не нужно заниматься. Говорили — зачем, ведь конфликт уже закончился и Палестину разгромили. При этом ничего не делалось, чтобы продолжать этот политический процесс. Если его полностью закрыть, если не давать палестинцам никаких прав в ООН и других организациях, то это лишь укрепит израильский радикализм», — говорит Леви. По его словам, на фоне расслабленности Запада начался распад и деградация военных систем Израиля.
К сожалению, никакой неожиданности в кошмарных событиях на территории Израиля и Палестины не было, согласен руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки НИУ ВШЭ Андрей Бакланов: «Именно о таком развитии событий предупреждали в течение всех этих лет. Эксперты, которые занимали высокие позиции в разных странах, открыто говорили о том, что мирный процесс мертв и восстанавливать его бесполезно».
По его словам, в ходе внутриполитической борьбы и в стане Израиля, и на территории Газы укоренился подход наиболее радикально настроенных элементов. «Причем они, странным образом, друг друга, фактически, поддерживают», — говорит Андрей Бакланов. По его словам, одна сторона часто приводит в пример заявления и угрозы другой, чтобы подчеркнуть важность своей позиции.
Как добиться мира
Сейчас речь должна идти не просто о временной заморозке конфликта, но о запуске срочного прямого переговорного палестино-израильского процесса, который должен быть всеобъемлющим, уверен посол России в Израиле Анатолий Викторов.
Помочь запустить международный переговорный процесс и остановить новую эскалацию военного конфликта между Израилем и Палестиной может освобождение из тюрем умеренных политиков, таких как палестинский лидер Маруан Баргути. Об этом сказал научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.
«В израильской тюрьме находится самый известный палестинский лидер — Маруан Баргути. Человек вполне умеренных взвешенных взглядов. Уже давно идет речь между политиками западными и, в том числе, израильскими о том, что надо договариваться об условиях его освобождения и возвращения в политический процесс. Много лет этот человек находится без всякой надежды в застенке. Я думаю, что не так надо действовать, чтобы запустить международный переговорный процесс», — сказал Виталий Наумкин, выступая на дискуссии форума «Валдай», посвящённой обострению арабо-израильского конфликта.
Как отметил эксперт, для того, чтобы запускать переговорный процесс, нужны люди, которые будут эти переговоры вести. «Конечно, есть очень уважаемые люди в Палестинской автономии, есть Махмуд Аббас, но надо расширенно смотреть на ситуацию нашим партнерам в Израиле. Этого, к сожалению, не происходит. Когда палестинцы берут заложников — это ужасно и неприемлемо. Но палестинцы прагматически к этому подходят. Они рассчитывают обменять этих людей на тех, кто приговорен фактически к пожизненному заключению», — отметил Виталий Наумкин.
Советник президента Ливана Амаль Абу Зейд уверен, что бомбежки сектора Газа и даже полное уничтожение этой палестинской территории не остановит конфликт. «Конечно, можно сравнять с землей весь сектор Газа, но это не значит, что таким образом будет уничтожен ХАМАС. Что, если ХАМАС в результате станет еще более жестокой организацией?» — сказал представитель Ливана.
Виталий Наумкин отметил, что ХАМАС — не единственная и даже не самая радикальная палестинская организация, выступающая против Израиля.
По словам Андрея Бакланова, у международных комиссий был и успешный опыт работы на территории региона: «Сейчас мы ищем альтернативные варианты, надо посмотреть на тот путь, который уже прошел регион. Определенный результат давала комиссия, которая создавала концепцию внутренней полиции и сил безопасности. В комиссию входили представители США, России, Норвегии, Израиля и Палестинской автономии. Потом из этого формата вышли, что привело к полной утрате управляемости процесса».
Какие страны играют роль, кроме Израиля и Палестины
Советник президента Ливана уверен, что мир имеет дело не просто с конфликтом двух стран, а с конфликтом религий и идеологий. По мнению Амаля Абу Зейда эта война будет самым важным событием с конца холодной войны, так как ее результаты являются вопросом выживания для многих групп населения.
«Мы находимся в самом разгаре противостояния между противоположными и противоречащими друг другу проектами», — сказал представитель Ливана. При этом, по его словам, прямая международная поддержка находится прежде всего на стороне Израиля. «ХАМАС является изолированным игроком. Есть какая-то поддержка со стороны Ливана, и „Хезболла“ также может начать атаку на Израиль, но далеко не все учитывают интересы палестинцев», — уточнил он.
Научный сотрудник Исследовательского центра Ближнего Востока и Центральной Азии Зак Баттат высказал мнение, что на воюющие страны могут влиять около 9 государств.
Он отметил, что Иордания и Египет заинтересованы в начале диалога. Президент Турции Реджеп Эрдоган, который ранее поддерживал ХАМАС, сейчас выступает, скорее, за прекращение огня. «Ливан является потенциальным участником. Многие ожидают вступление в конфликт главной политической силы страны — организации „Хезболла“, которая зарабатывает наибольшую популярность у электората во время войн, — отметил Зак Баттат. — У Ирана есть потенциал стать игроком этого конфликта. Важной страной и для палестинцев, и для израильтян является Саудовская Аравия, которая стремится обеспечить региональное доминирование».
США, по словам Баттата, являются уже не потенциальным, а реальным игроком. Китай, как считает эксперт, попытается стать миротворцем, чтобы не подвергать угрозе торговую инициативу «Пояса и Пути». Россия также может быть миротворцем, так как имеет доступ ко всем региональным игрокам.