Константин Косачев: чем грозит РФ новый пакет американских «санкций ада»

Константин Косачев. © / Максим Блинов / РИА Новости

За разъяснениями «АиФ» обратился к председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Константину Косачеву.

   
   

Виталий Цепляев, «АиФ»: Константин Иосифович, почему очередная идея «наказать Россию» возникла именно сейчас, после довольно долгой паузы? Что такого произошло?

Константин Косачев: Эта тема возникает регулярно. И причина не в каком-то конкретном «проступке» нашей страны. Есть общая цель – сдержать развитие России, создать для неё проблемы как для геополитического конкурента Соединённых Штатов Америки – будь то в политике, в экономике или в военной сфере. Пауза, о которой вы говорите, была связана исключительно с внутренними событиями в США. Все отвлеклись сначала на ноябрьские выборы, потом на затянувшуюся историю с шатдауном, когда Белый дом и конгресс не могли договориться о бюджете. Либо тогда этим сенаторам было не до России, либо они понимали, что эффект от их инициатив окажется недостаточно громким. А сейчас настал удобный момент.

Наша экономика уже приспособилась жить под санкционной угрозой. И не просто выживать, но и развиваться.

Ответим «баш на баш»?

– Насколько большой ущерб эти санкции способны нанести нашей экономике?

– Там есть несколько чувствительных для нас сюжетов. Но сколь бы неприятными ни были последствия введения этих мер (если они ещё будут введены, что не гарантировано), ничего катастрофического не произойдёт. Наша экономика уже приспособилась жить под санкционной угрозой. И не просто выживать, но и развиваться. В моём понимании лучший ответ на все эти бесконечно воспроизводимые санкции – продолжать поступательное развитие нашей страны, прежде всего в социально-экономической сфере.

– А какой-то ощутимый «зеркальный» ответ для США у руководства страны есть в запасе?

– Да, в нашем распоряжении есть некоторые конкретные меры, весьма чувствительные для американской стороны. Набор этих мер достаточно широк, какие из них применить, при необходимости будет определять президент. Но, на мой взгляд, ответ по принципу «баш на баш» в данном случае не самое главное. Гораздо более важно не дать американцам решить ту самую стратегическую задачу, которую санкции преследуют, – задачу создать необратимые проблемы для нашего развития. Пока нашим недругам это не удалось, и я надеюсь, что не удастся и впредь.

   
   

– Вы часто общаетесь с западными политиками. Какое у вас ощущение – они уже осознали бесперспективность попыток добиться «исправления» России? Пять лет вводят разные санкции, ожидаемого результата нет – так, может, нет и смысла дальше идти по этой дорожке?

– Такое понимание можно найти у наших европейских собеседников, но не американских. Американцы находятся в плену своей логики, которую можно описать фразой из «Кавказской пленницы». Помните, как герой фильма говорит, что у него теперь только два пути – «или в загс, или к прокурору»? 

Так и США. Либо им надо признать, что они бессильны, неспособны другую страну своими санкциями к чему-либо принудить (во всяком случае, такую сильную суверенную страну, как Россия). Либо – бесконечно продолжать свои попытки на нас надавить в надежде, что рано или поздно это получится. К сожалению, более вероятным представляется именно второй путь, на котором американцы будут игнорировать и существующий опыт, и здравый смысл.

Санкции преследуют цель защитить исключительно интересы самих США, а не Украины, Сирии или каких-то иных стран. Это вовсе не борьба за права человека, демократию и мир во всём мире.

– Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказал убеждение, что под прикрытием пафосных слов о «российской угрозе» США просто пытаются убрать нас с рынков. То есть санкции – это не про политику, а про бизнес?

– Я согласен, что санкции преследуют цель защитить исключительно интересы самих США, а не Украины, Сирии или каких-то иных стран. Это вовсе не борьба за права человека, демократию и мир во всём мире. За каждым решением в конечном итоге стоит желание устранить Россию как нежелательного конкурента. В том числе потеснить её с энергетического рынка Европы, куда США пытаются выйти со своим сжиженным газом.

Ошибок СССР не повторим

– Насколько экономические санкции США связаны с их же попытками развязать себе руки в военно-стратегической сфере? Например, с выходом из Договора о ракетах средней и меньшей дальности?

– Это взаимосвязанные вещи. США сегодня не хотят развиваться в условиях баланса сил, им хочется обеспечить себе одностороннее военное превосходство и – цитирую их собственную военную доктрину – «возможность беспрепятственного проецирования военной силы в любом регионе земного шара». Решение этой задачи идёт по двум направлениям. Первое – ограничивать военные возможности потенциальных соперников, например, через размещение систем ПРО вдоль наших границ. Второе – подрывать экономические возможности стран-соперниц, что одновременно сокращает и их военный потенциал.

Но ещё раз повторю, ничего у них не получится. Как бы, может, кому-то ни хотелось, втянуть нас в разорительную гонку вооружений не удастся, ошибок СССР мы не повторим. Те новейшие виды оружия, которые Президент России анонсировал в своём предыдущем послании, не требуют дополнительных затрат бюджета. Системы оружия, которыми страна располагает, вполне способны обеспечить её обороноспособность.

– До чего мы можем дойти в ссоре с США, если не брать совсем уж мрачную перспективу прямого военного столкновения? Сколько ещё может раскручиваться маховик санкций?

– Мой прогноз: до ноября 2020 г., когда в США пройдут очередные президентские выборы, ничего не изменится. До этого времени вся антитрамповская элита Америки будет продолжать его атаковать по российскому досье, сдерживать его попытки как-то нормализовать наши отношения. Трамп будет связан по рукам и ногам. А после ноября 2020 г., кто бы ни одержал победу на выборах, возможны какие-то изменения.