По приглашению России Казахстан выступил в качестве соорганизатора Международного авиационно-космического салона (МАКС) в подмосковном Жуковском. На престижной выставке ведущие казахстанские предприятия ОПК и аэрокосмической промышленности не только представили свои новые образцы техники, но и подписали стратегические деловые контракты. Согласно договорам, в Казахстане начнут производить лёгкие многоцелевые самолёты «Байкал», собирать автоматы Калашникова, а также изготавливать комплектующие для авиатехники. «Аргументы и факты» знакомят читателей с масштабным событием.
«Наш сосед и союзник — Казахстан»
В МАКС-2021 приняли участие порядка 800 российских и иностранных компаний авиакосмической отрасли. Открыл мероприятие президент России Владимир Путин, который в своей речи отметил перспективность совместных проектов двух стран.
«Особо отмечу, что в качестве страны-партнёра России выступает наш сосед и союзник — Республика Казахстан. Мы намерены наращивать взаимодействие с казахстанскими коллегами и другими участниками ЕАЭС в такой высокотехнологичной отрасли, как авиастроение», — сказал Путин.
Президент конкретизировал совместную работу наших государств по данной теме: «Наши предприятия уже реализуют ряд перспективных проектов. Так, в Казахстане собираются вертолёты семейства Ми. По линии „Роскосмоса“ продвигается совместный проект „Байтерек“. Его цель — создание организационно-технической структуры для выведения космических аппаратов с легендарного космодрома Байконур с помощью экологически чистой ракеты-носителя».
Казахстанские компании презентовали в Жуковском свои лучшие образцы авиационной техники и комплектующих к ней. Так, генеральный директор АО «Тыныс» Анвар Султангареев уточнил, что предприятие изготавливает более 50 узлов к вертолётам серии Ми. «Все, например, вертолёты серии Ми летают с нашими обогревателями, которые здесь представлены. Завод полностью всё изготавливает, получает только сырьё, из него делает узлы и агрегаты. Кроме того, мы сделали новый обогреватель на вертолёт „Ансат“. Помимо этого, у нас 50 с лишним позиций, изделия и агрегаты, которые мы поставляем практически на все ремонтные и строительные заводы Российской Федерации», — отметил Султангареев.
От «Байкала» до автомата Калашникова
Всего, по словам управляющего директора АО «НК „Казахстан Инжиниринг“» Санияра Айтекенова, казахстанская сторона обеспечила на площадке авиасалона участие свыше 20 авиапромышленных предприятий. «В течение пяти дней работы мы готовы заключить более ста соглашений и меморандумов с зарубежными партнёрами, — подчеркнул Айтекенова. — Мы сами производим запасные части для всех производителей российской техники, которая собирается у нас, а также иностранной авиационной техники. Наша страна постепенно становится конкурентным игроком в сфере авиации, и мы стараемся сотрудничать с производителями со всего мира».
В рамках деловой программы салона в Жуковском Казахстан подписал с Россией знаковые соглашения (казахстанскую делегацию возглавил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов).
Прежде всего речь идёт о запуске производства лёгких многоцелевых самолётов «Байкал». Для этого авиапредприятие «Казахстанская авиационная индустрия» приобретает доли участия в ООО «Байкал-инжиниринг», дочерней компании АО «Уральский завод гражданской авиации».
«Подписание контракта состоялось в буквальном смысле под крылом самолёта „Байкал“, разрабатываемого предприятием, приобретаемым „Казахстанской авиационной индустрией“. Лёгкий многоцелевой самолёт „Байкал“ предназначен для замены известнейшего самолета Ан-2, находящегося в эксплуатации уже более 50 лет», — отметила пресс-секретарь НК «Казахстан Инжиниринг» Ботагоз Кажагулова.
Общий объём инвестиций в этот проект с казахстанской стороны составит 1 млрд рублей. Взамен Казахстан получит миноритарную долю в проекте и лицензию на производство этих самолётов. Программой проекта предусматривается организация с 2024 года производства самолётов типа «Байкал» на базе «Казахстанской авиационной индустрии». Расчётная мощность производства — 30-50 самолётов в год. Немаловажным фактом является право казахстанского предприятия на лицензионное производство самолётов «Байкал» в экспортном варианте для третьих стран, в частности государств Восточной Европы и Африки.
«Подписание данного соглашения в первую очередь является шагом, демонстрирующим намерение Казахстана совместно с Российской Федерацией развивать авиационную отрасль», — прокомментировал событие гендиректор АО «Казахстанская авиационная индустрия» Данияр Амангильдин. Уточнив, что сегодня в Казахстане эксплуатируется 324 самолёта Ан-2, глава авиапредприятия отметил, что это число станет маркером того, на какое количество ЛМС «Байкал» необходимо ориентироваться.
На МАКС-2021 был подписан ещё один немаловажный контракт на производство на территории Казахстана автоматов Калашникова. Оператором проекта выступает АО «НК „Казахстан инжиниринг“». Двустороннее сотрудничество в сфере совместного производства современного стрелкового оружия типа АК-12 и АК-15 стартует уже в августе 2021 года на базе завода «Тыныс».
Кроме того, в казахстанском кейсе на МАКС-2021 есть трёхсторонний контракт с Россией и США. Речь идёт о локализации производства пылезащитного устройства для вертолётов семейства Ми. Меморандум о сотрудничестве подписан между американским поставщиком продукции для фильтрации Pall Corporation и казахстанскими военными предприятиями «Авиаремонтный завод № 405» и «Тыныс». Также наши страны подписали соглашение о локализации изготовления в центральноазиатской республике радиосвязного оборудования для авиатехники (договор подписан между российским заводом «Прима» и казахстанскими предприятиями: заводом им. Кирова и авиаремонтным заводом № 405).
Летать так летать!