Европа практически полностью блокировала грузоперевозки в и из Российской Федерации и Белоруссии для автотранспорта и морских судов. Что можно возить несмотря на запреты и что будет дальше, выясняли АиФ.ru
Запрет касается фур, зарегистрированных в РФ и Беларуси, а также российских судов (или судов под российским флагом, потому что среди судовладельцев мира давно принято пользоваться «удобными флагами»).
По железной дороге оттуда и отсюда грузы возят редко — у нас разная ширина железнодорожной колеи. Ранее ЕС закрыл своё небо для российских самолётов, после чего Москва ответила зеркально; сейчас тоже все ожидают симметричных мер. После них ни привезти, ни вывезти товары будет невозможно. Или почти невозможно.
Какие автогрузы все-таки повезут из ЕС?
Ограничения пока не касаются фармацевтической, медицинской, пищевой, сельскохозяйственной продукции (включая пшеницу), энергоносителей (кроме угля), цветных металлов, удобрений, а также автосообщения для гуманитарных целей. Проезд в Калининградскую область также пока сохраняется, но только для машин с российскими номерами.
Список обещают изменить — из него планируют исключить один из энергоносителей, нефть. Её пообещали включить в шестой, следующий пакет санкций Евросоюза.
Что касается запретов, то самое плохое — это усложнение и рост стоимости поставок комплектующих и производственных компонентов для множества российских отраслей, от автопрома до бытовой химии.
«Их интересуют энергоносители, хлеб и растительное масло, — объясняет профессор Московского автодорожного института, эксперт по логистике Андрей Голубчик. — В ожидании запрета на поставки нефти уже появился так называемый „вентспилсский бленд“ — в латвийском Вентспилсе российскую нефть мешают с казахстанской и всё равно продают».
Кто сможет проехать?
Не совсем понятна участь фур с прибалтийскими, грузинскими, казахстанскими, молдавскими, украинскими и т. п. номерами, на которых, по словам экспертов, на самом деле уже давно перевозится большая часть грузов между РФ и Евросоюзом
«Право как-либо трактовать запрет на грузоперевозки они оставили только себе, — рассуждает Голубчик. — Традиционно все, что относится к жизни простого человека, под санкции не попадает. Грузы, конечно же, поедут кружными путями, это сделает перевозку более дорогой, но не остановит. Маршруты уже меняются. К примеру, техническую химию для предприятий Татарстана раньше везли из Германии морем в Санкт-Петербург, а сейчас — на фуре в Болгарию, оттуда морем в Грузию и потом в Россию. Все посредники будут жить хорошо, а нам заработать не получится. Можно регистрировать транспорт в офшорах, но это стоит денег».