Несмотря на обязательства России перед Арменией в рамках ОДКБ, российские политики и эксперты убеждены, что применять силовые действия по принуждению к миру — это совсем крайняя и вряд ли необходимая мера. На первом месте в вопросе урегулирования любого конфликта всегда должны оставаться методы дипломатические.
Несоюзническое поведение
Ещё в декабре 2015 года ряд армянских изданий написали о том, что на фоне обострения российско-турецких отношений Азербайджан стал ещё более дерзким, а страны-союзники Армении не предпринимают в ответ на это никаких действий.
Более того, Россия обвиняется в том, что вооружает Азербайджан в рамках «стратегического сотрудничества». Армянское издание Lragir в марте 2015 года написало гневную статью о том, что Россия и Белоруссия, являясь членами ОДКБ и стратегическими партнёрами Армении, продают оружие Азербайджану, который, по сути, находится в состоянии войны с Арменией. При этом Москва для Баку является главным поставщиком военной техники.
«„Венцом“ всего этого можно считать заявление генсека ОДКБ Николая Бордюжи о том, что блок не намерен вмешиваться в горячие военные действия, поскольку нарушит тем самым свой принцип мирного урегулирования», — пишет армянский обозреватель Акоп Бадалян.
За два года до этого, в сентябре 2013 года, президент Армении Серж Сарксян на встрече глав стран-участниц ОДКБ в Сочи выразил своё недовольство «несоюзническим поведением» ОДКБ в карабахском вопросе. Аргументировал свою позицию армянский лидер тем, что союзники «не реагируют на выпады» Азербайджана.
«В сущности, нужно зафиксировать, что ОДКБ — не полноценный военно-политический союз, в котором его члены имеют общие интересы и поддерживают друг друга. Более того, страны-участницы ОДКБ имеют разную цивилизационную самоидентификацию. Если, скажем, в случае с НАТО члены союза принадлежат к общей европейской цивилизации, выступают в защиту демократического порядка, то того же самого нельзя сказать об ОДКБ. Членов ОДКБ объединяет лишь общее советское прошлое и Россия», — написало в декабре 2015 года армянское издание Times.am.
Между тем, по мнению главного редактора журнала «Национальная оборона», военного эксперта Игоря Коротченко, Россия своими действиями добивается цели поддержания баланса сил в регионе. «Россия, поддерживая региональный баланс, одинаково оказывала военно-техническую помощь и поставляла оружие как Азербайджану, так и Армении. В любом случае, здесь никакая из сторон не имеет преимущества, потому что региональный баланс — основа стабильности. И мы исходили как раз из этого принципа. Сегодня равенство силы, возможностей Армении и Азербайджана — гарантия того, что большой войны не будет», — прокомментировал он сложившуюся ситуацию.
Договор о коллективной безопасности
Главное опасение у граждан России в связи с новым витком обострения в Нагорном Карабахе вызывает тот факт, что Москва и Ереван связаны между собой Договором о коллективной безопасности. Азербайджан из этого договора вышел.
Согласно ст. 4 указанного документа, в случае, если одно из государств-участников подвергается агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, это будет рассматриваться как агрессия против всех государств – участников договора. В данной ситуации все остальные страны-участницы должны предоставить всю необходимую помощь и поддержку стране, подвергшейся агрессии. И эта помощь может быть оказана всеми находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии с 51 ст. Устава ООН. О принятых мерах необходимо будет известить Совбез ООН.
Само решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований для участия в международных принудительных действиях с использованием вооружённых сил в соответствии с Уставом ООН принимается, согласно российскому законодательству, президентом страны на основании соответствующего постановления Совета Федерации. Но в данном случае до этого не дойдёт, уверены эксперты.
Однако даже отдалённая возможность войны на Южном Кавказе вызывает сегодня опасения у многих: в случае продолжения противостояния и гипотетического переноса военных действий на территорию Армении Россия не имеет права остаться в стороне, в соответствии с взятыми на себя обязательствами в рамках ОДКБ. Таким образом, при негативном, хоть и маловероятном, развитии событий она может оказаться втянутой в ещё одну войну. И осуществлённые до этого поставки оружия Азербайджану станут уже не важны.
Лучше мира может быть только мир
Между тем в договоре не дано чёткого определения тому, что может считаться агрессией. Кроме того, по большому счёту, военные действия сегодня идут не на территории Армении, а на территории непризнанной республики Нагорный Карабах, которую Азербайджан до сих пор считает частью своей страны.
«Речь о нападении на Армению не идёт, речь идёт о конфликте вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому Россия здесь в первую очередь уповает на политико-дипломатические методы урегулирования ситуации», — говорит Коротченко. Он напомнил, что и политическое, и военное руководство России сегодня делают всё для того, чтобы политическими и дипломатическими методами прекратить конфликт и вооружённое противоборство в регионе. «Это мейнстрим российской политики, и для достижения этого предпринимаются все необходимые усилия», — заключил он.
Любому применению силы есть антитезис — дипломатические переговоры, вне зависимости от того, есть какие-то договоры или нет, опираться необходимо на Устав ООН, уверена профессор кафедры международного права РГГУ, д. ю. н. Марина Филимонова. «Статья 33 Устава ООН перечисляет 5 великолепных способов мирного разрешения споров. Разумные, желающие своей стране и своему народу долголетия государи не имеют права уходить от Устава ООН», — подчеркнула она.
В Госдуме РФ уже призвали вернуться к переговорам по проблеме Нагорного Карабаха в формате Минской группы ОБСЕ.