Коленопреклонение «Формулы-1». Борьба с расизмом превратилась в унижение?

Участники соревнований должны были встать на одно колено в знак солидарности с идеями движения Black Lives Matter, однако с этим возникли проблемы. © / HOCH ZWEI / www.globallookpress.com

Начало сезона в гонках «Формулы-1» оказалось привязано к самой скандальной теме последних недель. А именно к истории гибели чернокожего американца Джорджа Флойда и последовавшей вслед за этим волной акций протеста.

   
   

Black Lives Matter добралось до «королевских гонок»

Чемпионат мира по автогонкам в классе машин «Формула-1» должен был стартовать в марте 2020 года, однако в планы организаторов вмешалась пандемия коронавируса. В итоге после отмены и переносов 10 первых этапов сезона первым состоявшимся стал Гран-при Австрии на трассе «Ред Булл Ринг» в Шпильберге.

Устроители решили не отставать от тенденций времени и приурочили к долгожданному возобновлению соревнований акцию по борьбе с расизмом.

Все 20 пилотов надели майки с надписью «Еnd racizm». По замыслу организаторов акции участники соревнований должны были встать на одно колено в знак солидарности с идеями движения Black Lives Matter, однако с этим возникли проблемы.

Пилот команды «Хаас» и директор Ассоциации гонщиков Гран-при Ромен Грожан заявил, что «некоторые гонщики не готовы вставать на одно колено».

Представитель команды «Рено» Даниэль Риккардо попытался смягчить ситуацию и отметил, что, несмотря на общую солидарность, коленопреклонение может быть по-разному воспринято болельщиками из разных стран. «Все мы на 100 процентов поддерживаем эти идеи и выступаем против расизма. Думаю, сложность в том, как данный жест будет восприниматься в странах, которые представляют некоторые гонщики. Мы поддерживаем движение Black Lives Matter, здесь нет никакой политики, просто существует тонкая грань, которая касается восприятия жеста людьми разных национальностей. Мы выслушали все мнения и не собираемся подвергать кого-то опасности — все сделают то, что сочтут уместным. Никого не будут судить или критиковать за то, что он поступил определенным образом или не встал на одно колено. Вероятно, мы выразим нашу поддержку все вместе, а затем некоторые из нас сделают дополнительный жест».

«Личный выбор каждого»

В итоге в коленопреклоненную позу встали 14 пилотов, а шестеро отказались от этого. В число «диссидентов» вошли россиянин Даниил Квят, а также Шарль Леклер, Макс Ферстаппен, Карлос Сайнс, Кими Райкконен и Антонио Джовинацци.

   
   

Шарль Леклер так пояснил свою позицию: «Я считаю, что факты и поведение в повседневной жизни значат больше, чем формальные жесты, которые в некоторых странах могут восприниматься неоднозначно. Я не буду вставать на одно колено, однако это не означает, что я готов бороться с расизмом в меньшей степени, чем остальные».

«Я думаю, что каждый имеет право выразить себя, когда и как он хочет. Но я уважаю и поддерживаю личный выбор каждого пилота», — сказал Макс Ферстаппен.

В последние годы в «Формуле-1» наблюдается безоговорочное доминирование как раз чернокожего гонщика — британца Льюиса Хэмилтона. Ни о каком попрании его прав речи не идет. Наоборот, судьи зачастую проявляют к чемпиону излишнюю лояльность.

Как болиды «Мерседеса» стали черными

Кстати, сам Хэмилтон еще до возобновления чемпионата четко обозначил свою политическую позицию, приняв участие в уличных акциях протеста в Британии.

«Ваше молчание все еще оглушительно. Может, вы и не расист, но нужно быть антирасистом — это означает, что необходимо просвещать себя и окружающих. Говорите о несправедливости и предубеждениях, с которыми черные и цветные люди сталкиваются каждый день и сталкивались на протяжении сотен лет. Сейчас молчать нельзя. Нам нужен ваш голос», — заявил гонщик.

Вместе с Королевской инженерной академией чемпион мира создал «Комитет Хэмилтона» — проект будет направлен на повышение уровня образованности темнокожего населения и вовлечение молодых людей в науку.

Льюис прогнул под себя и гоночную команду — «Мерседес» в срочном порядке перекрасил свои болиды в черный цвет, подчеркнув, что делает это в рамках борьбы с расизмом.

«Я не просил и не требовал этого»

На этом фоне постановка пилотов на колени выглядит уже откровенным перебором. Да, Хэмилтон — на данный момент единственный чернокожий в «Формуле-1». Но он главная звезда гонок. А вот Даниил Квят — единственный русский в «королевских гонках». При этом талантливого парня вытеснили из сильной команды — может, именно из-за национальности. Все европейские газеты полны негативных материалов о России, чуть ли не ежедневно в адрес нашей страны звучат обвинения, одно абсурднее другого. И где же акции солидарности с русскими? Или в цивилизованном мире важны только жизни черных и геев?

Даже трудно себе представить, что сделали бы с Даниилом Квятом, если бы преклонить колено отказался только он один. Однако «отступников» оказалось шестеро, и борцу Хэмилтону пришлось сглаживать ситуацию.

«Не надо никого заставлять вставать на одно колено. Я не просил и не требовал этого, никогда не поднимал данную тему. Её подняла „Формула-1“ и Ассоциация пилотов. Некоторые гонщики сказали, что они не будут этого делать. В то же время я благодарен тем, кто встал на одно колено. Это мощное послание. Правда, проблему расизма не решить этим жестом. Она намного серьёзнее», — приводит слова Льюса Хэмилтона Mirror.

Ну, как говорится, и на том спасибо.

Вставать на колено — это не дискриминация?

Бывший тест-пилот «Формулы-1» Сергей Злобин в беседе со «Спорт-Экспресс» выражений не выбирал: «Сначала радуга, потом эти чернокожие стали „качать“ права... Я вообще пропустил момент, когда все это началось. Что это зайдет настолько далеко — не ожидал, даже представить себе не мог, что такое возможно. Хэмилтон просто охренел, он еще что-то из себя будет корежить?! Я никогда не забуду, как он палец показывал после победы на „Гран-при Монако“ и как не раз нагло себя вел. Да его уже тогда можно было выгнать из „Формулы-1“. Я бы ни футболку не надел, ни на колено бы не встал. Послал бы их всех... Идет полная деградация не только автоспорта, а всей цивилизации!»

Олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Светлана Журова в интервью изданию заметила, что происходящее, по сути, и есть дискриминация: «Во всех документах спортивных организаций написано, что дискриминации быть не должно. Когда кто-то перед кем-то встает на колено — это уже отчасти дискриминация, унижение. Никто не должен вставать на колени, ни белые перед черными, ни черные перед белыми. Присоединяться к этой акции было неправильно. Россияне всегда очень уважительно относились к темнокожим людям, у нас нет этих проблем, у нас всегда было равенство. Мы ментально данную тему не понимаем. Для Квята, наверное, вообще было не очень понятно, с чем связано происходящее».