«Лучше рассмотреть самолёт „Антонов“»
Украинское авиапредприятие «Антонов» готово построить «борт номер один» для нового президента США Дональда Трампа. Такое сообщение появилось в Twitter предприятия.
«Может, лучше рассмотреть самолёт „Антонов“ в качестве „борта номер один“», — написано на странице «Антонова».
Данный твит появился после сообщения о недовольстве Трампа ценой на новый президентский лайнер, который строит корпорация «Боинг».
«Boeing строит новый 747 для будущих президентов, но затраты вышли из-под контроля, больше $4 млрд. Отмените заказ!» — написал Дональд Трамп в Twitter.
Ответный твит «Антонова» можно было расценить как проявление высоких амбиций, если бы не было известно о реальном положении компании. А оно на фоне предложения в адрес Трампа точнее всего определяется формулировкой «Цирк уехал, клоуны остались».
Самолётов нет, продаём советские технологии
Некогда могучее детище авиаконструктора Олега Антонова переживало нелёгкие времена, как и вся постосоветская авиаотрасль. Но то, что началось после «Евромайдана», иначе как катастрофой назвать нельзя. Разрыв связей с Россией по политическим мотивам привёл к фактической остановке производства.
В январе 2016 года вышло постановление, согласно которому самостоятельное существование авиаконцерна «Антонов» было прекращено. Три предприятия, которые составляли концерн, в течение 2015 года были переданы госконцерну «Укроборонпром».
В июне 2016 года была создана «Украинская авиастроительная корпорация», в состав которой вошли остатки «Антонова» и ряд других предприятий авиационной промышленности Украины.
Главным достижением 2016 года стало заключение в августе контракта с Китаем, по которому Украина продала все технологии одного из главных детищ «Антонова»: самолёта Ан-225 «Мрия».
Представители Украины пытались сделать хорошую мину при плохой игре, заявляя, что суть соглашения в том, что «Антонов» будет строить новые «Мрии» для Китая. Однако китайская сторона была менее дипломатична: получая права на все технические решения, китайцы оставляют украинцам лишь статус сборочной площадки, да и то на первых порах, пока авиазавод не будет построен в Поднебесной.
Производства нет, дайте 700 миллионов
Чтобы понять, насколько всё хорошо в украинском авиапроме, лучше всего ознакомиться со статистикой. В 2014 году «Антонов» произвёл два новых самолёта Ан-158 по заказу кубинской авиакомпании. В 2015 году были построены один Ан-158 и один Ан-148.
В портфеле «Антонова» 18 твёрдых заказов на самолёты и ещё 70 предварительных соглашений.
Вот только в 2016 году «Антонов» не построил ни одного самолёта. В сентябре об этом в интервью украинским «Вестям» заявил представитель авиаконцерна «Антонов» Андрей Хаустов.
Хаустов пояснил, что всему виной свёртывание сотрудничества с Россией. Запас российских деталей кончился, и производство встало. Несмотря на бравурные заявления о том, что замена российских узлов на западные аналоги не вызовет проблем, на деле всё оказалось сложнее.
А в начале декабря 2016 года стало известно, что руководители «Антонова» на совещании у главы правительства Украины Владимира Гройсмана попросили $703,2 млн для запуска производства самолётов без использования российских комплектующих.
Кроме того, президент корпорации «Украинская авиастроительная компания» (УАК) Михаил Гвоздев запросил поддержки государства в эксплуатации самолётов. «У нас есть облик нового самолёта без российских комплектующих, есть рынки для него, мы знаем, как рентабельно произвести этот самолёт, но ни один покупатель не купит самолет, если в этом не будет заинтересовано собственное государство. Нам нужны не столько деньги, сколько помощь в организации лизинговой компании, чтобы эти самолёты полетели», — приводит «ТАСС» слова Гвоздева.
Последний конструктор
Но даже это не самое главное. В конце ноября 2016 года стало известно, что Украину покинул бывший генеральный конструктор «Антонова» Дмитрий Кива.
Уроженец Казани Дмитрий Кива проработал в КБ Антонова всю жизнь и стал третьим генеральным конструктором после основателя КБ Олега Антонова и Петра Балабуева.
Кива принял руководство «Антоновым» в 2005 году и больше десяти лет удерживал предприятие на плаву несмотря ни на что.
Все последние по времени разработки, такие, как военно-транспортный самолёт Ан-70, пассажирские самолёты Ан-148 и Ан-158, региональный пассажирский лайнер Ан-140, военно-транспортный самолёт Ан-178, создавались под руководством Дмитрия Кивы. В 2009 году ему было присвоено звание Героя Украины «за выдающийся личный вклад в укрепление экономического потенциала Украины и весомые заслуги в развитии отечественной авиационной отрасли».
Прощай, Киев, здравствуй, Азербайджан!
До 2014 года Кива активно выступал за укрепление сотрудничества России и Украины в авиационной сфере, что новым властям страны не понравилось. И, хотя Кива в политическую принципиальность играть не стал, всеми силами пытаясь сохранить родное предприятие, началась кампания по его отстранению. «Лобовая атака» не прошла: на защиту Дмитрия Кивы встал весь коллектив.
Сам конструктор утверждает, что идея снятия его с должности шла непосредственно от премьер-министра Арсения Яценюка. Поскольку Кива официально занимал должность президента-генерального конструктора ГП «Антонов» то власти сделали «ход конём»: разделили полномочия.
С 2015 года реальные руководящие полномочия перешли к «эффективным менеджерам», а Кива остался генеральным конструктором, лишённым рычагов управления.
Летом 2016 года наступила кульминация: Дмитрию Киве объявили, что должность генерального конструктора с 1 октября... упраздняется. Взамен Герою Украины предложили пост технолога. После этого конструктор вынужден был покинуть предприятие.
Киве предложили работу в Азербайджане, где во времена СССР не было крупных предприятий авиапромышленности. Зато сейчас у властей страны есть деньги и желание создать свой авиапром. Возглавит это начинание 74-летний Дмитрий Кива, которому в Баку предоставили всё, что необходимо для работы. Не исключено, что в Азербайджан вскоре переберутся лучшие кадры, оставшиеся на «Антонове».
Зато в украинской фирме блестяще пишут твиты в адрес Дональда Трампа. Видимо, шутники Украине сегодня дороже, чем авиаконструкторы.