Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) утвердил проект «Стратегии по деоккупации Крыма и Севастополя». Это очередная идея Киева о том, как вернуть полуостров. И пока всё, что украинские власти делают на этом направлении, не нравится даже самим украинцам.
«Три кита»
«Мы хотим послать миру четкий сигнал: мы не только призываем всех помочь нам вернуть Крым, но и сами серьезно и системно этим занимаемся», — так министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба объяснил необходимость создания «Стратегии по деоккупации Крыма и Севастополя».
По его словам, это первый из «трех китов», на которых зиждется надежда Украины на возвращение Крыма. Второй «кит» — консолидация усилий «стран-союзников» на базе международной площадки «Крымская платформа», проведение которой запланировано на 23 августа. На форуме Киев планирует обсудить вопрос возвращения полуострова. Украина предложила присоединиться к площадке ряду государств, в том числе Турции, Франции, Великобритании, Германии, Канаде и США.
Наконец, третий «кит» — «синергия». «Восстановление международного права и, как следствие, восстановление полного суверенитета Украины над Крымом и городом Севастополем», — пояснил Кулеба.
Что Украина делала, чтобы вернуть Крым?
Украинские власти начали предпринимать усилия по возращению Крыма сразу после того, как на полуострове прошел референдум о присоединении к России. Правда, все эти действия не носили какого-то системного характера, за что киевские власти критиковали сами украинцы.
«Если чудо произойдет и Крым будет возвращен, Украине придется изрядно потрудиться. К сожалению, у Украины в этом вопросе нет ни тактики, ни стратегии, ни какого-либо видения вообще», — жаловался заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа (организация запрещена в России) Ильми Умеров.
Все действия Украины на этом направлении в последние шесть лет сводились к жалобам в международные суды, показухе и пакостям, которые, по мысли Киева, должны побудить жителей полуострова вернуться в Незалежную. К примеру, Украина заблокировала поставки воды по Северо-Крымскому каналу. До 2014 года он обеспечивал 80-90% потребностей полуострова в пресной воде. Это привело к огромным проблемам. Лето 2020 года выдалось особенно засушливым, в результате чего в водохранилищах на полуострове осталось всего 15% запасов. В Крыму ввели нормы потребления воды.
В Киеве сначала обещали спасти полуостров от засухи в обмен на его возвращение в состав Украины. Потом предложили пустить воду в обмен на контроль над границей в Донбассе. Хотели даже продавать воду на полуостров по завышенным тарифам. Однако в результате ничего так и не сделали. Воду полуостров все-таки получит, но от российских властей: президент России Владимир Путин назвал это задачей № 1 в Крыму. «На этом экономить не будет государство. Это 100%, даже не сомневайтесь», — заверил он крымчан на ежегодной пресс-конференции в декабре 2020 года.
Другие методы, которые использует Киев, — юридические. В октябре 2017 года Украина обратилась в международный уголовный суд с жалобой на захват Россией имущества в Крыму «на сумму более 1 трлн гривен». Дело о суверенитете над полуостровом рассматривается и в Гаагском арбитраже. Однако рассмотрение жалоб идет вяло.
Наконец, свои попытки что-то сделать предпринимают и украинские активисты. К примеру, в марте 2020 года Меджлис широко разрекламировал акцию «Марш на Крым», которая должна была состояться 3 мая 2020 года. Представители Меджлиса, их украинские сторонники и некие «представители Запада» намеревались собраться 3 мая у пропускного пункта «Чонгар» на границе Украины с Крымом и прорваться на территорию России. Лидер Меджлиса Рефат Чубаров не исключил даже силовой прорыв через границу. Вдохновение он, видимо, черпал из забегов на территорию Украины Михаила Саакашвили.
В Крыму над активистами только посмеялись. Депутат Госдумы Наталья Поклонская, бывший прокурор Крыма, заявила, что украинцев на границе встретят «разноцветными шариками и праздничными автозаками». После этого идея акции тихо сошла на нет.
Оценивали в Киеве даже силовой вариант захвата полуострова. Но «пока» страна его не потянет, как заявил заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергей Кривонос.
Что принесут Украине новые инициативы?
«Три кита» новой украинской стратегии вернуть Украине Крым не помогут, уверены на полуострове.
«Никаких китов я тут не вижу. Максимум — сморщенный морской конек, который готов на все, чтобы привлечь хоть толику внимания звездно-полосатой акулы по имени Джо. Но результат будет ожидаемый: очередное фиаско и дальнейшее уничтожение украинской государственности собственной же некомпетентной и несубъектной властью», — заявил сопредседатель Ассамблеи славянских народов крымского региона Роман Чегринец.
Украина может сколько угодно строить какие-то планы, выдвигать идеи «возврата» крымской территории, здесь их воспринимают как минимум с иронией или как политизированные выпуски «Смехопанорамы», как считает живущий в Севастополе политолог Борис Рожин. По его словам, проблема Украины в том, что она не совсем правильно определяет положение Крыма и настроения здесь, и от этого ведет себя не совсем адекватно ситуации.
Это просто очередное громкое заявление, которое не приведет к возвращению Крыма на Украину, как считает сенатор от Крыма, член комитета Совфеда по международным делам Сергей Цеков. По его словам, прежде всего оно направлено на граждан Украины, которым надо показать, что руководство страны активно борется за возврат полуострова. А во вторую очередь — на заокеанских патронов, которым нужно показать, что Киев по-прежнему энергично проводит антироссийский курс.