Киевские миротворцы. Еще один украинский министр хочет оккупировать Донбасс

Алексей Резников. © / Кадр youtube.com

На Украине в очередной раз заговорили о возможности введения миротворцев в зону конфликта на Донбассе. Об этом заявил вице-премьер-министр — министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников.

   
   

«Мы не возражаем, главное — чтобы там были готовы»

Выступая 6 июля в эфире программы «Свобода слова» на телеканале ICTV, Резников сказал: «Сейчас изучаем пока беспрецедентную возможность мандата ОБСЕ. Оказывается, они имеют право вводить своих миротворцев, но никогда в жизни такого не делалось. Но формально и юридически это возможно. Мы не возражаем, главное — чтобы там были готовы».

По мнению Резникова, на такой вариант, «возможно, та сторона готова была бы согласиться».

Киев не в первый раз заявляет о возможности размещения миротворческих сил в зоне конфликта. Например, в апреле 2017 года Петр Порошенко в беседе с главой Госдепартамента США Рексом Тиллерсоном призвал активизировать обсуждение вопроса о размещении на Донбассе международного миротворческого контингента под эгидой ООН.

В октябре 2017 года, общаясь с населением занятой украинскими войсками Авдеевки, Порошенко сказал: «Я все делаю для того, чтобы миротворцы были на Донбассе. И это означает, что на Донбассе прекратят стрелять». При этом украинский президент утверждал, что добьется введения на Донбасс миротворческой миссии ООН, включая неподконтрольный Украине участок госграницы с Россией.

В апреле 2018 года в интервью немецкой газете Handelsblatt Порошенко сказал: «Когда я в 2015 году впервые выступил с требованием к ООН о направлении „голубых касок“, все были против. У наших американских и европейских друзей тоже были сомнения. Во время моей встречи с президентом Трампом в июне 2017 года он подтвердил свою готовность поддержать такую миссию ООН, чтобы освободить часть Украины от российских оккупационных войск... Россия желает расположения „голубых касок“ вдоль контактной линии, чтобы они не мешали оккупационным войскам. Это неприемлемо. Позже Россия согласилась на то, чтобы они работали по всей территории, но, по российскому замыслу, должны сопровождать исключительно наблюдателей от СММ ОБСЕ. Мы же хотим, чтобы „голубые каски“ разоружали незаконные вооруженные группировки, защищали там местных жителей и осуществляли контроль над поступлением и перемещением военной техники. И, конечно, они должны контролировать часть российско-украинской границы, которая временно не подконтрольна Украине».

«Россия вынуждена будет принять решение о миротворцах ООН»

В ноябре 2018 года Порошенко в беседе с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом рассуждал так, будто бы вопрос с миротворцами давно решен: «Я предложил господину президенту активизировать наш диалог, в том числе и поддержку решения относительно размещения миротворцев в соответствии с мандатом Совета безопасности ООН. Мы доверяем Турции и были бы счастливы, если бы Турция приняла участие в установлении мира на Донбассе через размещение свое миротворческой миссии в составе ООН».

   
   

В марте 2019 года, накануне президентских выборов, Порошенко и вовсе разбушевался. В эфире собственных телеканалов он заявлял: «Россия вынуждена будет принять решение о миротворцах ООН. Миротворцы, которые выжмут войска России с оккупированной территории, которые разоружат незаконные вооруженные формирования, которые обеспечат вывод тяжелой техники и артиллерии с оккупированной территории».

Победа на выборах Владимира Зеленского не слишком изменила киевскую риторику. В декабре 2019 года глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что Киев может обратиться в ООН с просьбой ввести миротворцев в регион, если не будет достигнут прогресс в реализации Минских соглашений. 

«Наша команда пытается сделать всё, что в рамках „Минска“, а когда мы поймём, что в рамках „Минска“ больше ни о чём новом говорить нельзя и Россия упирается по каждому пункту, тогда мы будем обращаться к следующему шагу», — сказал министр в эфире телеканала «Украина».

«Минск» миротворцев не предусматривает

По сути, нынешняя риторика Резникова от прошлых заявлений отличается лишь уровнем миротворческой миссии — вместо ООН заговорили об ОБСЕ.

12 февраля 2015 года в Минске на саммите в Минске руководителями Германии, Франции, Украины и России в формате «нормандской четвёрки» был согласован Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, также известный как «Минск-2». Документ был подписан Контактной группой по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, состоящей из представителей Украины, России, ОБСЕ, ДНР и ЛНР.

Соглашение предусматривало предоставление особого статуса «отдельным районам Донецкой и Луганской областей». Особый статус должен был быть закреплен в Конституции Украины. Он предусматривает: освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, участвовавших в конфликте; право на языковое самоопределение; участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов; государственную поддержку социально-экономического развития территорий; содействие центральных органов власти трансграничному сотрудничеству территорий с регионами Российской Федерации; создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка.

Позднее Порошенко открыто признавал — для Киева подписание соглашений было возможностью получить военную передышку после поражения под Дебальцево. Практически сразу после подписания Киев включил режим саботажа «Минска-2». И одним из инструментов саботажа стали разговоры о необходимости введения миротворческого контингента.

Однако никакие вооруженные миротворцы в зоне конфликта Минскими соглашениями не предусмотрены. В них, собственно, нет необходимости, если мирный план урегулирования будет реализован.

Захват чужими руками

Парадокс в том, что разговоры о миротворцах все эти годы ведет Киев, хотя от непрекращающихся обстрелов страдают в первую очередь жители республик Донбасса. Дело в том, что украинские политики говорят не о «голубых касках», которые встанут на линии огня, а вооруженных силах, которые должны взять ДНР и ЛНР под контроль, разоружить бойцов народной милиции и де-факто передать регион под контроль Киева.

Фактически речь идет о все той же карательной операции, которая, правда, будет осуществлена чужими руками.

Разумеется, в ДНР и ЛНР категорически отказываются от ввода миротворцев и советуют Киеву вернуться к работе в рамках Минского соглашения, где в настоящее время наблюдается полный тупик.

Несмотря на показной оптимизм Резникова, миротворцы, будь то силы ООН или силы ОБСЕ, не могут появиться в регионе без согласия обеих сторон конфликта. В противном случае миротворческая операция рискует превратиться в вооруженное вторжение со всеми вытекающими последствиями.

Донецк и Луганск от инициатив Резникова ничего хорошего не ждут. В середине июня украинский министр, являющийся первым заместителем главы делегации Украины в Трёхсторонней контактной группе, во время онлайн-дискуссии в аналитическом центре Chatham House заявил, что ждет Донбасс после его перехода под контроль Киева: «Один из ключевых компонентов государственной политики в этой сфере — комплекс мероприятий переходного правосудия... На будущее мы прорабатываем возможность создания специального режима, который будет предусматривать особую модель осуществления судопроизводства и за счет этого стимулировать инвестиционный поток... Мы должны отделить так называемых „шахтёров“ на российских танках, от настоящих шахтеров».

При этом Резников еще раз подчеркнул, что никакого особо статуса Донбасс не получит.

Этот номер не пройдет

О каких миротворцах на этом фоне можно говорить? Украинский вице-премьер разве что о виселицах для участников донбасского сопротивления не упоминает, а в остальном это все та же знакомая с 2014 года риторика — «встаньте на колени и подчинитесь».

В Киеве продолжают грезить ремейком плана «Буря», по которому армия Хорватии уничтожила республику Сербскую Краину. Эта акция была осуществлена при полном попустительстве, если не сказать, помощи международных миротворцев.

Разумеется, в Донецке и Луганске тоже хорошо знают о подобном сценарии и не намерены допускать его повторения.

Заведенная Резниковым старая пластинка о миротворцах, скорее, призвана создать у украинской публики ощущение, что Зеленский имеет какие-то подвижки на ниве урегулирования конфликта. Видимость успехов нужна команде украинского президента, чтобы подкрепить его проседающий рейтинг.

Что касается реального наступления мира на Донбассе, то подобная перспектива пока даже не просматривается.