«Киева не жалко вообще». Кого обвинили в убийстве Павла Шеремета?

Автомобиль, в котором погиб журналист Павел Шеремет. © / Стрингер / РИА Новости

В Киеве состоялась пресс-конференция, на которой было заявлено о задержании первых подозреваемых по делу об убийстве журналиста Павла Шеремета.

   
   

Взрыв в центре Киева

Шеремет погиб 20 июля 2016 года в Киеве на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко. В машине, в которой он находился, сработало взрывное устройство.

Бомба была приведена в действие звонком с мобильного телефона. Следователям удалось найти позицию в аварийном доме рядом с местом преступления, из которой киллеры вели наблюдение, а затем произвели подрыв. Также найден и обломок сим-карты, с помощью которой сработала «адская машина».

Анализ записей камер видеонаблюдения показал, что в ночь перед взрывом к машине приближались неизвестные. Предполагается, что действовали мужчина и женщина. Один из киллеров подготовил место закладки, а второй осуществил установку бомбы.

Президент Украины Пётр Порошенко назвал «делом чести» раскрытие убийства журналиста и взял его под личный контроль. Среди приоритетных версий произошедшего на Украине назвали «российский след». Но никаких реальных фактов, указывающих на причастность российских спецслужб, за время расследования обнаружено не было. Более того, за время «личного контроля» Порошенко над делом подозреваемые в преступлении даже не задерживались.

Пятеро «героев»

Значимость пресс-конференции подчеркивало участие в ней президента Украины Владимира Зеленского и главы МВД Украины Арсена Авакова.

По мнению правоохранительных органов, убийство Павла Шеремета готовили пять человек. Все они имеют отношение к так называемым «добробатам» и боевым действиям на юго-востоке Украины.

   
   

В числе заговорщиков названы Инна Грищенко, Владислав Грищенко, Яна Дугарь, Андрей Антоненко и Юлия Кузьменко.

О супружеской чете Грищенко, они же «Пума» и «Буча», АиФ.ru уже писал. Они были задержаны некоторое время назад. Оперативники сумели собрать доказательства причастности бывших участников АТО к попытке заказного убийства прикарпатского бизнесмена Михаила Чекурака. Одновременно Грищенко стали подозревать в причастности к убийству Шеремета. По мнению экспертов, взрывное устройство, которое Грищенко сделал, чтобы взорвать Чекурака, напоминает бомбу, взорванную в машине Шеремета.

Изначально речь шла о том, что супруги Грищенко — те самые люди, которые минировали машину и попали на видео. Однако сейчас МВД Украины озвучило несколько иную версию. «Пума и «Буча» рассматриваются как лица, занимавшиеся изготовлением взрывного устройства. Роль минера отвели медику-волонтеру Юлии Кузьменко. Женщину с позывным «Лиса» обвиняют в то, что именно она заложила бомбу.

Сержант Сил специальных операций, волонтер АТО Андрей Антоненко, по версии следствия, доставил Кузьменко к месту закладки бомбы, а затем увез ее оттуда. Интересно, что Антоненко, помимо всего прочего, рок-музыкант, которого за песни про АТО и украинских карателей очень хвалил все тот же Порошенко.

Пятый участник группы — врач 25-й бригады ВСУ Яна Дугарь — рассматривается следствием как человек, проводивший разведку в районе, где затем была совершена закладка бомбы.

Группа находилась в разработке МВД в течение длительного времени. Следствию удалось собрать достаточно убедительные доказательства причастности «борцов с российской агрессией» к различным преступлениям. В частности, Антоненко в ходил в группу лиц, причастных к подрыву линий электропередач, в результате чего был обесточен Крым.

«Чтобы Киев привести в норму, надо 4-5 кассет „ГРАДов“ выпустить»

Записи переговоров членов группы не оставляют сомнений в том, что они занимались противоправной деятельностью и убийство для них не было чем-то из ряда вон выходящим.

Вот, например, какой диалог вела Кузьменко с неким «Маратом»

«Марат»: — Один комбриг, я не буду его называть, если мне поступит такой приказ, я тогда снимаюсь, гружусь и еду на Киев.

Кузьменко: — И правильно сделают. Я очень хочу, чтобы это случилось. Мне этого Киева не жалко вообще.

«Марат»: — Чтобы этот Киев привести в норму, надо 4-5 кассет «ГРАДов» выпустить и все.

Кузьменко: — Ой, Киев такой ссыкливый, что тут полкассеты хватит.

Впрочем, это относительно свежая беседа, и к делу Шеремета она прямого отношения не имеет.

В группе был еще один человек — некий Иван Вакуленко. Он свел счеты с жизнью после того, как его стали вызывать на допросы по «делу Шеремета». Переговоры участников группы стали тревожными, они явно опасались, но в озвученных следствием отрывках сквозит скорее удивление тем, что им приписывают это преступление, нежели страх разоблачения.

Если подвести итоги на основании того, что известно к настоящему моменту, то понятно одно — очередная обнаруженная преступная группа, занимавшаяся тяжкими преступлениями, в том числе убийствами, состояла исключительно из «героев Украины», ранее воевавших на Донбассе. Для Незалежной это уже система.

Однако доказательства причастности перечисленных лиц конкретно к убийству Павла Шеремета пока выглядят не слишком убедительно. Самым слабым местом является мотив. По версии Авакова, Шеремета убили для «дестабилизации обстановки в стране». Это сразу вызывает серьезные сомнения. Журналист не был настолько влиятельной фигурой, чтобы его смерть спровоцировала потрясения. Не названы и заказчики преступления. Глава МВД Украины в очередной раз заявил, что среди различных версий рассматривается и «российский след». Получается, если верить Авакову, все украинские патриоты готовы начать служить Кремлю по первому его зову.

В общем, «дело Шеремета» не выглядит раскрытым, по крайней мере полностью. Кажется, Зеленскому и Авакову данная пресс-конференция потребовалась, чтобы показать Западу наличие прогресса по двум направлениям — резонансные убийства раскрываются, борьба с радикалами ведется. Особенно важно это для Авакова, который, по многочисленным предположениям, претендует на пост премьер-министра Украины. Ради достижения этой цели глава МВД готов пожертвовать частью радикалов, которых сам же и контролирует. Ведь подобной пехоты в распоряжении Авакова больше чем достаточно.