Казнить нельзя помиловать. ЕС продлит санкции по «мягкому сценарию»?

Ангела Меркель. © / www.globallookpress.com

ЕС на следующей неделе может рассмотреть вопрос о судьбе санкций в отношении России. Ожидается, что решение будет принято до 21 июня, однако в каком именно виде оно будет оформлено, пока остаётся неясным. Не исключено, что санкции будут частично отменены в отношении глав российских силовых ведомств, которые, как считают в Европейском парламенте, должны быть исключены из санкционного списка. Против автоматического продления санкций ЕС в целом активно выступали власти Франции и Италии, однако российские политики и эксперты надежд на этот счёт не питают. 

   
   

Напомним, что санкции были введены весной 2014 года после воссоединения Крыма с Россией. Первой страной, которая объявила их РФ, стали США, затем аналогичное коллегиальное решение было принято Европейским союзом и рядом других западных стран. Ограничительные меры коснулись как в целом российской экономики, так и официальных лиц и представителей бизнеса. В ответ на это Россия приняла контрсанкции, которые затронули поставки продуктов питания отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из недружественных стран.

По прогнозам Австрийского института экономических исследований (WIFO), в результате ответных санкций России страны ЕС могут потерять около 100 млрд евро, а его жители — лишиться 2 млн рабочих мест. Изначально подобный объём расценивался как пессимистический сценарий, однако такие потери могут оказаться более чем реальными. Больше всех он контрсанкций пострадали Германия, Италия, Франция, Великобритания, Испания и Польша.

Оценка убытков России от санкций сильно разнится: так, советник президента России Сергей Глазьев сообщал, что потери российской финансовой отрасли за 2 года санкций составили 250 миллиардов долларов. Бывший первый зампред Банка России Сергей Алексашенко считает, что убытки российской экономики составляют приблизительно 5% ВВП, то есть 60–70 миллиардов долларов. По данным Минэкономразвития, ЕС потерял от антироссийских санкций 100 млрд долларов, а Россия лишь 25.

Официально действие антироссийских санкций ЕС прекращается 31 июля 2016. Однако вопрос о том, как проголосуют европейские страны, обсуждается уже несколько месяцев. Однозначно за продление санкций выступает Германия при поддержке США и Великобритании. Несмотря на убытки, которые понесла страна, её канцлер Ангела Меркель не видит никаких оснований для ослабления или отмены санкционной политики. Эту позицию активно разделяет и руководство Евросоюза, не перестающее заявлять, что Россия должна вернуть Крым Украине и выполнить Минские соглашения, которые сегодня целиком и полностью зависят от Киева и непризнанных республик ДНР и ЛНР.

Хотя ЕС может пойти на частичную отмену санкций из-за угрозы террористических атак и необходимости сотрудничества с российскими спецслужбами. Снятие санкций лоббирует крупнейшая по влиянию и численности фракция ассамблеи — Европейская народная партия. По словам депутатов, санкции в виде визовых ограничений для руководителей российских спецслужб мешают Европе эффективно бороться с терроризмом. Отметим, что в среду СМИ Германии сообщили, что в вопросе санкций Евросоюз расколот как никогда, многие политики и экономисты выступают за их ослабление.

Российские политики считают, что санкционная политика Запада провалилась, а ЕС движется в направлении восстановления контактов с Россией. Такое мнение в среду на пленарном заседании Госдумы высказал спикер нижней палаты Сергей Нарышкин.

   
   

«Мы, конечно, знаем, кем и во имя каких целей этот кризис был сконструирован, однако все попытки США разорвать наши связи с Европой оказались тщетными. Несмотря на барьеры, до сих пор выставляемые Евросоюзом по чужой указке, мы видим движение к восстановлению контактов и в экономической, и в политической сферах», — считает Сергей Нарышкин.

По его словам, европейские парламентарии уже не просто высказываются за отмену ограничений на пути сотрудничества с Россией, но и голосуют за соответствующие резолюции.

«Никакие ограничения не работают, а в корне неправовая санкционная политика западных стран просто провалилась. И не только потому, что подобная практика противоестественна для современного мира и противоречит и принципам демократии, и ценностям парламентаризма, но ещё и потому, что, вопреки ожиданиям Запада, все четыре фракции Госдумы во главу угла поставили интересы своей страны», — заявил Нарышкин.

Первый зампред Комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников считает, что ЕС может пойти на отмену санкций в отношении парламентариев.

«Сейчас санкции могут быть отменены в отношении парламентариев, но не более того. Потому что во всём мире парламентарии — это избранники народа, и если их действия ограничивают бюрократы, то это уже ни в какие «ворота» демократии не лезет. На мой взгляд, это понимают и в ЕС, который так ратует за свободу слова. Я считаю, что они могут пойти на этот шаг, и дело тут не в личной выгоде, а в том, что они сами заинтересованы в контактах с Россией», — говорит Калашников, отмечающий участившиеся в последнее время визиты европейских политиков в Россию.

По его словам, если они не будут контактировать с Москвой, то как они смогут повлиять на выполнение Минских соглашений, не говоря о решении других вопросов.

Частичную отмену санкций допускают и в Совете Федерации.

«Если раньше какая-нибудь Германия или какая-то другая страна предлагала продлить санкции и все так тихо соглашались, то сейчас так может не получиться. Об этом сегодня говорят не только эксперты, но и мои коллеги в Европейском парламенте и целом ряде национальных парламентов, а также некоторые дипломаты. Сегодня минимум треть стран ЕС категорически против того, чтобы санкции вообще продлевать. Треть считает, что их надо тихонечко свернуть, а треть — продолжает настаивать на их продлении. Вот примерно такое соотношение сил», — заявил АиФ.ru зампред Комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов.

Сенатор считает, что окончательное изменение санкционного курса по отношению к России может произойти осенью, после выборов президента США.