Стало известно, что боевики обезглавили бывшего директора археологического комплекса — профессора археологии Халеда аль-Асаада. Убитому было 82 года. Согласно поступившей информации, учёный был казнён вечером 18 августа в присутствии боевиков ИГИЛ, а его обезглавленное тело было вывешено на одной из мачт освещения недалеко от вверенного ему памятника истории и архитектуры.
Экзекуция состоялась на небольшой площади близ археологического музея, которым наряду с остальным археологическим комплексом покойный руководил 50 лет, начиная с 1963 года. Отрезанную голову преступники поместили на земле между ног убитого. На прикреплённой к телу табличке — надпись о том, за что, собственно, они убили учёного. В частности, одним из вменяемых ему преступлений явилось посещение покойным Ирана. Другим — то, что он являлся директором археологического комплекса: на территории, контролируемой боевиками ИГИЛ, сегодня могут убить даже за это.
Как сообщают коллеги убитого, учёный попал в лапы боевиков ещё около месяца тому назад. Всё это время он провёл в заточении. Судя по следам на теле, о которых сообщают родственники профессора, несчастного долго и страшно пытали. Вероятнее всего, боевики пытались получить информацию о том, где следует искать наиболее ценные артефакты: не секрет, что огромный античный город был в недостаточной мере изучен археологами. Многие общественные здания древности и виллы знатных пальмирцев были найдены, но раскопки на месте их обнаружения ещё не проводились: оставили для археологов будущего. По словам специалистов, особенно интересной для расхитителей артефактов может быть так называемая «Долина гробниц» — находящийся к западу от жилых районов античной Пальмиры гигантский комплекс, состоящий из погребальных башен и множества подземных склепов (большинство которых до сих пор ещё не было найдено). Именно в таких склепах продавцы исторических ценностей могут «разжиться» пользующимися спросом скульптурными изображениями пальмирцев (на погребальном барельефе высекалось из камня подлинное изображение усопшего), а также различными предметами быта.
В настоящее время в Пальмире и её окрестностях идут бои. Сирийская армия понемногу теснит боевиков ИГИЛ. Масштабное наступление невозможно из-за того, что боевики заминировали ряд объектов пальмирского археологического парка. Кроме того, в городе всё ещё остаётся большое количество гражданского населения.
Дело в том, что эвакуироваться на территорию, контролируемую сирийскими правительственными войсками, из Пальмиры сейчас практически невозможно. Многие семьи из-за боевых действий в Пальмире и недостатка в городе воды и продовольствия были вынуждены эвакуироваться в Ракку — «столицу» ИГИЛ на сирийской территории, тем самым оказавшись в глубине контролируемого боевиками анклава. Но отважиться на такое переселение могут далеко не все, особенно опасаются за последствия подобного поступка те, то так или иначе работал ранее в государственных структурах. Опасающиеся за свою жизнь люди боятся углубляться в контролируемый боевиками анклав, прячась в своих домах и надеясь дождаться освобождения города армией.
В городе продолжаются проблемы с электричеством и связью, информацию о происходящем в нём в основном можно получить только от тех, кому удаётся оттуда сбежать. Большинство самых ценных экспонатов пальмирского археологического музея были тайно вывезены в Дамаск ещё до сдачи города боевикам и сейчас находятся в безопасности. Куда меньше повезло находившемуся у входа в музей льву с маленькой газелью у ног: скульптура была найдена несколько лет назад при раскопках одного из древних пальмирских храмов польскими археологами и уничтожена боевиками ИГИЛ вскоре после захвата города. В нескольких метрах от уничтоженной скульптуры и был зверски казнён выдающийся сирийский учёный, отказавшийся эвакуироваться в Дамаск вместе с экспонатами музея и оставшийся разделить судьбу Пальмиры, которой верно служил больше пятидесяти лет.