Капитуляция по-польски. О чем говорят влажные мечты Анджея Дуды

Анджей Дуда и Владимир Зеленский © / Reuters

Польша занимает в отношении России «оголтелую позицию на грани сумасшествия», — заметил недавно пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

   
   

По мере развития СВО черты этого сумасшествия становятся все более очевидными. Так, 31 января в рамках визита в Латвию и своего общения с местной польской диаспорой президент Польши Анджей Дуда предложил своему коллеге Владимиру Зеленскому подписать «капитуляцию» России в Переяславе — небольшом городке под Киевом.

Символизм этого такого желанного для Дуды события, по его мнению, просто зашкаливал бы. Переяслав (в 1943–2019 годах — Переяслав-Хмельницкий) — один из древнейших городов Руси, в котором в 1654 году на Переяславской Раде — собрании представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким было принародно принято два решения: о подданстве казаков царю Алексею Михайловичу, скрепленное присягой на верность, и о вхождении Войска Запорожского в состав Русского царства на правах автономии.

Дуда сказал следующее: «Владимир, умоляю вас — когда вы победите Россию, когда русские придут сюда на коленях подписывать мир, тогда ведите их в Переяслав: пусть они подпишут с вами мир там, пусть перечеркнут все годы советского и российского влияния».

Пользователи Twitter в Польше отреагировали на картину «капитуляции России», нарисованную их президентом тем, что высмеяли его: «Давай, расскажи свои фантазии Владимиру Путину. В очередной раз пустые слова Дуды. Я не верю, что это произойдет», «Жалко его. Ничего не понимает ни в истории, ни в современности, не говоря уже о дипломатии», «Дуда оторван от реальности еще больше, чем Зеленский», «Просто сумасшедший парень», «Заметили, как ему удается подавить смех, когда он несет такую чушь?» и пр. И вишенка на торте: «Украина — вот кто точно подпишет капитуляцию».

Но на самом деле, являются ли слова Дуды лишь поводом для иронии? Об этом aif.ru поинтересовался у эксперта.

«Это позиция уже не на грани сумасшествия, а хорошо за ее гранью, — считает политолог, бывший директор Российско-польского центра диалога и согласия Юрий Бондаренко. — Слова Дуды предварила экс-министр иностранных дел и бывшая глава канцелярии президента Польши, депутат Европарламента Анна Фотыга, которая заявила, что Россия должна быть просто уничтожена, ликвидирована. Другая ее формулировка — “Запад должен покончить с Россией навсегда”. Эти же фразы в несколько ином контексте были оглашены официальными польскими СМИ еще за несколько лет до СВО. Было сказано, что неважно, какая Россия — царская, коммунистическая, демократическая — главное, чтобы ее не было вообще. Это консолидированная точка зрения всего польского правящего класса — и оппозиции, и власти».
   
   

«Дуда верен польской элите, ее многовековому стремлению переписать историю. Поскольку одним из символов упадка Польши стала Переяславская Рада, то естественно желание переиграть все обратно и в Переяславе подписать “капитуляцию” России. А затем приступить к ее раздербаниванию, — напоминает эксперт. — Кстати, объединение Малороссии и присоединение ее де-факто к Московскому государству в 17 веке привело к очень жесткой многолетней войне с Польшей. Она продолжалась 13 лет и завершилась победой русского оружия уже при Екатерине Второй».

И вот поляки, уже в который раз, жаждут реванша. «Что тут сказать? Рвутся на СВО. Они уверены, что если польская армия чуть-чуть подопрет украинскую, то победа неизбежна. Они реально в это верят, — говорит Бондаренко. Однако война с Россией и поддержка бандеровской Украины, по его мнению, не встречает той поддержки в польском обществе, на которую рассчитывают власти. А идея — отщипнуть от Украины пару областей не популярна ни среди народа, ни среди польской элиты. — Ее представители хотят — и говорят об этом прямо — уничтожить Россию. И потом забрать уже все, что только можно».

Почему же представители польской власти уверены, что победят?

«Это наив, граничащий с идиотизмом. Они просто наивны, как дети, — считает Бондаренко. — Вооружение и оснащение польской армии даже близко не сравнятся с противостоящими нам ВСУ. По боевым и моральным качествам армия Польши находится пока что, можно сказать, чуть выше плинтуса. Кроме того, будь даже поляки оснащены лучше армии США, у них и близко нет такой мотивации, как у украинцев. Второй такой армии, которая бы противостояла нам так, как ВСУ, в Европе, да и в Америке не существует. Потому что в украинской армии воюют, по сути, те же русские, которых зомбировали и внушили им, что они исключительные — как в свое время немцам. Поляки же, в отличие от большинства жителей Украины, не зомбированы. Поэтому они не хотят и не будут воевать.

Они не горят желанием идти на передовую. Одно дело — не любить русских, и совсем другое — идти в бой против их ядерной державы. Но польским властям кажется, что еще вот-вот, пара польских дивизий — и все, будет победа. Это влажные мечты элиты, высосанные с молоком матери».

При этом, подчеркивает эксперт, с начала 1990-х, то есть с момента образования России в ее нынешнем виде, наша страна не сделала Польше ничего плохого: «Даже близко не было какого-то деяния, которое можно рассматривать двояко — как негативное. Наоборот: в 1993 году мы вывели из Польши войска, которые оставались там с советских времен. Наши власти в лице Госдумы и трех президентов покаялись в Катынской трагедии. Мы вели себя достойно, не отвечали на всякие выпады. Наша реакция была очень взвешенной и никогда не агрессивной. И при этом польская русофобия становилась год от года все сильнее. Отозвались все тараканы и мании, которые были у них в головах».

«С нашей точки зрения это выглядит как нонсенс и крайняя степень неадеквата. Ведь сама по себе Польша нам не нужна. Она не наша, — объясняет Бондаренко. — Включать ее в состав России? Это безумие. Не надо повторять ошибки Александра Первого. Зачем нам 40 миллионов ненавидящих нас граждан в составе российского государства? И польская территория нам тоже не нужна ни разу. Что у них есть — нефть, газ, бриллианты? Сейчас они просто нищие. И огромное количество жилых домов в Польше, в том числе и в крупных городах, до сих пор отапливаются каменным углем.

Так что нападать на них никто не собирается. Если полезут сами — в том числе, и на территорию сегодняшней Украины, то, конечно, получат адекватный ответ, с возможными ударами по их территории — в частности, по аэродрому в Жешуве (который используется НАТО для переброски вооружений и наёмников на Украину — прим. ред.). Но вводить туда войска не имеет ни малейшего смысла.

Если они решатся на некую военную деятельность — пусть в виде какой-нибудь бронетанковой бригады, которая пойдет под флагом объединенной с Украиной и Литвой армии — пожалуйста. Но, думаю, что степень озверения со стороны армии России относительно подобных вылазок будет запредельной. Их размотают в ноль».