Какие будут последствия у признания Ираном сбитого «Боинга»?

Ответ эксперта

В субботу, 11 января, генеральный штаб ВС Ирана распространил заявление, в котором признал, что украинский «Боинг» был сбит по ошибке. Президент страны Хасан Роухани назвал случившееся великой трагедией. В Иране утверждают, что лайнер был сбит, потому что он пролетал близко к важному военному объекту и напоминал вражеский объект. В дальнейшем командующий военно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции Амир Али Хаджизаде заявил, что система ПВО страны приняла украинский пассажирский самолет за крылатую ракету.

   
   

Что сообщили о трагедии иранские власти?

Самолет «Международных авиалиний Украины», следовавший из Тегерана в Киев, потерпел крушение вскоре после взлета из аэропорта имени имама Хомейни 8 января. В результате погибли все 176 пассажиров и члены экипажа. Сразу после катастрофы СМИ предположили, что в лайнер МАУ могла попасть ракета, поскольку он упал через несколько часов после запуска Ираном ракет по американским базам в Ираке. Однако эту версию сразу опровергли как украинские, так и иранские власти. Тогда иранская сторона сообщила, что причиной катастрофы стал пожар в двигателе, а также неудачная попытка пилота взять лайнер под контроль.

В субботу, 11 января, глава МИД Ирана Джавад Зариф официально заявил, что украинский Boeing 737 был сбит ракетой из-за «человеческой ошибки». Он принес извинения и выразил глубокие соболезнования семьям жертв трагедии.

В дальнейшем на пресс-конференции командующий военно-космическими силами КСИР Амир Али Хаджизаде рассказал, что иранские военные приняли украинский пассажирский самолет за крылатую ракету, так как предполагали получить ответ США на обстрел военных баз в Ираке. Он добавил, что у системы возникли проблемы из-за заклинивания, поэтому с пилотом никто не связался. У оператора системы ПВО, который не смог выйти на связь для принятия решения, было пять секунд на принятие решения. В итоге он выбрал неверный вариант и сбил цель. 

Какие будут последствия у признания Ираном своей вины в крушении украинского самолета? 

Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер полагает, что последствием признания Ираном сбитого украинского самолета станут многочисленные гражданские иски по поводу компенсаций, которые придется выплачивать. «Никаких других последствий в данном случае быть не может, — рассказал он АиФ.ru. — Вопрос только в том, что вся история кажется достаточно загадочной. На мой взгляд, одного признания в данном случае недостаточно для объяснения сложившейся ситуации». 

По словам Брутера, открытыми остаются вопросы о том, почему прервалась связь, почему расчет ПВО не мог связаться с вышестоящим руководством, а также почему было принято решение об уничтожении цели. Для поиска ответов на данные вопросы экспертам предстоит изучить документы, которые будут представлены иранскими властями.