«Как мы живем?». В Кыргызстане потеряли Конституцию страны

Наталья Селиверстова / РИА Новости

«Мы в архиве искали, там тоже нет»

Уникальное и достойное Книги рекордов Гиннесса событие произошло в Кыргызской республике. Неожиданно выяснилось, что подлинник Конституции страны бесследно исчез.

   
   

Пропажа обнаружилась в ходе заседания парламента страны, на котором обсуждался вопрос о назначении даты референдума о внесении изменений в Конституцию.

Депутат Аида Сиянова обратилась с просьбой предоставить подлинник действующей Конституции. После некоторого замешательства ответить на эту просьбу решилась министр юстиции Жылдыз Мамбеталиева.

«В данном случае подлинника Конституции в Министерстве юстиции не было», — заявила госпожа министр, — «Все подлинники остаются в администрации президента».

Представитель президента республики Молдакун Абдылдаев, в свою очередь, сказал: «Подлинника Конституции, принятой в 2010 году на референдуме, в аппарате президента нет».

«Интересно, если подлинника нет, то по какой Конституции мы живем?» — иронично поинтересовался депутат Данияр Аттокуров, — «Никто не может ответить?»

«Мы в архиве искали, там тоже нет», — ответил представитель президента, — «Сейчас неизвестно, в каком госоргане или у какого чиновника хранится подлинник».

   
   

«Вы говорите, что подлинника нет. Получается, все шесть лет вопрос о том, где подлинник, по какой Конституции мы работаем... Вы этот вопрос не поднимали?»

Конституция Шредингера

Молдакун Абдылбаев признался, что где все-таки Конституция, он сказать не может, пояснив, что шесть лет назад, когда принимали Основной закон, он не работал в нынешней структуре. Представитель президента предложил спросить об этом у Омурбека Текебаева, возглавлявшего Конституционное совещание, готовившее документ.

Руководитель аппарата президента Фарид Ниязов объяснил депутатам, что текст Основного закона был опубликован в газете «Эркин-Тоо», после и вступил в силу, поэтому все желающие могут ознакомиться с ним там.

Власти подозревают оппозицию в том, что ее представители сознательно разыгрывают карту исчезнувшей Конституции.

Еще в 2014 году в Конституционную палату страны был подан иск, в котором утверждается, что текст принятой на референдуме 2010 года Конституции и текст, опубликованный в печати — это два различных документа. Следовательно, Кыргызстан шесть лет живет по недействительной Конституции.

Доказать это у истцов не получилось. Однако и опровергнуть это нельзя, поскольку оригинал Конституции 2010 года найти не удается. В общем, если Эрвин Шредингер жил бы в наше время, то для своего легендарного мысленного эксперимента, он взял бы не кота, а Конституцию Кыргызстана.

Несмотря на все эти казусы, парламент Кыргызстана утвердил дату референдума по внесению изменений в Конституцию — он пройдет 11 декабря 2016 года, вместе с местными выборами.

Эх, раз, еще раз, еще много, много раз...

Самая первая Конституция Киргизии была принята 30 апреля 1929 года на Втором Всекиргизском съезде Советов. Написана она была на основе Конституции РСФСР, ибо на тот момент Киргизия являлась автономной республикой в составе Российской Федеративной Социалистической республики.

Первая Конституция независимого Кыргызстана была принята 5 мая 1993 года на 12-й сессии Верховного Совета Кыргызской Республики.

Документ обсуждался два года, но это не спасло его от последующих серьезных изменений. Поправки в документ вносились в 1994, 1996, 1998, 2001 и 2003 годах. Главным образом изменения касались перераспределения полномочий между президентом и парламентом.

После редакции 2003 года оппозиция обвинила президента страны Аскара Акаева в узурпации власти и неконституционности третьего Президентского срока.

В 2005 году Акаев был свергнут, а сменивший его Курманбек Бакиев принял решение о написании новой редакции Конституции. Работа над ней сопровождалась политическими скандалами, число вариантов Основного закона множилось, на смену отвергнутым приходили новые. В конечном счете, в 2007 Кыргызстан получил новую редакцию Конституции.

Покоя стране это не принесло — в апреле 2010 года был свергнут и президент Бакиев.

Началась работа над новой Конституцией, которая получила высокую оценку Венецианской комиссии. Новый Основной Закон был утвержден на референдуме. И вот теперь выяснилось, что его оригинал бесследно исчез.

При принятии Конституции 2010 года в ее текст был внесен пункт, вводящий мораторий на поправки к Основному Закону до 2010 года.

В итоге киргизские политики 10 лет не выдержали, и вновь взялись за изменения. Которые, как вы уже догадываетесь, снова касаются перераспределения полномочий между президентом и парламентом.

Вне зависимости от того, найдут подлинник Конституции или нет, дружественному киргизскому народу хочется пожелать хотя бы в этот раз обойтись революционного сценария. Бог с ней, с Конституцией — людей жалко.