Как белорусы относятся к России?

Владимир Жарихин. © / Владимир Трефилов / РИА Новости

Газета «Вашингтон пост» опубликовала результаты опроса об отношении белорусов к России и западным странам.

   
   

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:

Результаты неоднозначные. С одной стороны, белорусская молодёжь вроде бы настроена скорее прозападно. Среди опрошенных в возрасте от 18 до 40 лет 50,4% предпочли бы, чтобы их страна больше сблизилась с Западом, и только 23,3% выбрали сближение с Россией. С другой стороны, на просьбу поставить свою страну на шкалу, где 0 — это Запад, а 10 — Россия, большинство всех опрошенных поместило Белоруссию ближе к РФ, и средний балл по этой шкале достиг 7. А это значит, что большинство белорусов видит своё будущее именно с Россией.

Такие результаты объяснимы. С одной стороны, в Белоруссии (да и в РФ тоже) растёт новое поколение, которое хочет жить более свободно и раскрепощённо и в пример берёт Запад. С другой стороны, западные страны всё больше теряют привлекательность в глазах многих, в том числе молодых. Связано это с тем, что в последние годы там столкнулись с чередой кризисов. Массовые беспорядки в США, протесты «жёлтых жилетов» во Франции, миграционный кризис — всё это ударило по идиллическому восприятию Запада как «земли обетованной». Кроме того, современная молодёжь больше общается со сверстниками за границей, имеет возможность путешествовать по миру. И она своими глазами видит, что на Западе всё не так идеально, как представлялось по голливудским фильмам и сериалам.

Наконец, не будем забывать, что молодость длится не вечно, с возрастом люди становятся консервативнее, осторожнее, их приоритеты меняются. Вот и опрос «Вашингтон пост» показывает, что среди опрошенных в возрасте 60 лет и старше за сближение с Западом выступают лишь 14,7%, тогда как 62% хотят более тесных геополитических связей с Россией. Не думаю, что эта парадигма будет как-то сильно меняться.

Но среди прочего этот опрос показывает, что белорусы хотят больше свободы и справедливости. Видимо, время для конституционных реформ действительно наступило.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции