История по Зеленскому. Как казаки Дюнкерк брали

Владимир Зеленский. © / www.globallookpress.com

В честь Дня независимости Украины, отмечавшегося 24 августа, президент Владимир Зеленский решил напомнить согражданам о великих достижениях: «Ведь до 1991 года мы успели немало. Произошло крещение Киевской Руси, Иван Федоров издал во Львове „Апостол“, основана Киево-Могилянская академия, казаки во главе с Богданом Хмельницким и Иваном Сирко покорили крепость Дюнкерк, на свет появилась Конституция Филиппа Орлика».

   
   

«В 1645 году Франция попросила у казаков помощи»

Спорить можно относительно правомочности практически каждого из приведенных пунктов, но больше всего интереса вызывает история о покорении Дюнкерка Богданом Хмельницким.

Этот сюжет не является персональным изобретением Владимира Зеленского либо группы его помощников. Более того, история о том, как «казаки Дюнкерк брали», попала в современные украинские учебники. Например, в учебнике истории Украины для 8 класса утверждается, что «осенью 1645 года более 2000 казаков» во главе с Хмельницким и Иваном Сирко «приняли участие в осаде и взятии крепости Дюнкерк на французском берегу пролива Па-де-Кале».

В киевском издании «День» в 2015 году можно было прочесть следующую версию данных событий: «В 1645 году Франция попросила у казаков помощи для штурма крепости Дюнкерк, которая на тот момент была захвачена испанцами, контролировавшими и смежную территорию как на суше, так и на море. Все это происходило во времена Тридцатилетней войны. Французы около десяти лет не могли завладеть городом Дюнкерком. Им не удавалось выбить врага даже с помощью блокирования Англией и Нидерландами. Французский военный инженер Боплан в 1644 году предложил французскому послу в Речи Посполитой пригласить для борьбы против испанских войск запорожцев, которые были одними из лучших воинов в Европе и часто принимали участие в европейских войнах в качестве наемников».

Согласно этой версии, казаки прибыли и осуществили то, что не было под силу французской армии, включая легендарных мушкетеров. Интересно, что этот сюжет упоминает известный историк Николай Костомаров: «Хмельницкий... был во Франции, где совещался с графом де Брежи, назначенным послом в Польшу, относительно доставки казаков во французское войско. Затем 2400 желающих отправились во Францию и в 1646 году участвовали в сражении во время захвата Дюнкерка у испанцев».

Книга господина Шевалье

Некоторые источники уверяют, что президент Франции Шарль де Голль, приезжая в СССР, специально искал могилу Ивана Сирко, чтобы «поклониться национальному герою Франции». А на берегу Па-де-Кале якобы стоит памятник атаману. Памятника атаману, как оказалось, в реальности никогда не было. В 2017 году усилиями украинских дипломатов в Дюнкерке появилась памятная доска в честь атамана Сирко и казаков.

Но почему красивый сюжет не получил развития в советской историографии? Хмельницкий ведь считался положительным героем. И почему историю о казаках, взявших Дюнкерк, упорно игнорировал «отец украинской историографии» Михаил Грушевский?

   
   

Сторонники «казачьего похода на Дюнкерк» ссылаются на исторический документ: работу секретаря французского посла в Речи Посполитой Пьера Шевалье под названием «История войны казаков против Польши», которая была впервые издана в 1663 году. В ней автор приводит собственное письмо, где он просит графа де Брежи, советника короля и бывшего французского посла в Речи Посполитой, оказать Богдану Хмельницкому помощь во время его пребывания во Франции: «Вы можете засвидетельствовать его доблесть и доблесть его казаков с тем большей уверенностью, что Вы были почти очевидцем их доблестных поступков во время Вашего пребывания послом в Польше». Во второй части письма речь идет о наемниках, нанятых в Польше для участия в боях под Дюнкерком. В сноске говорится: «Автор командовал 2400 польских пехотинцев во время первой осады Дюнкерка».

При этом ряд исследователей вслед за Костомаровым делают вывод: 2400 наемников и являются казаками Богдана Хмельницкого. Но дело в том, что сам Пьер Шевалье в своей работе казаков и поляков четко разграничивает. К тому же, описывая биографию Хмельницкого, Шевалье ничего не говорит о его участии в боях под Дюнкерком, хотя о менее значимых фактах упоминает.

Хмельницкий действительно приезжал во Францию, однако его целью был поиск политических союзов, а вовсе не наемничество. В 1646 году Хмельницкий участвовал в важных событиях в Польше, в частности, он рассматривался в качестве главнокомандующего в боевых действиях против крымских татар. В этой связи его нахождение во Франции никак не могло быть продолжительным.

Атаман Сирко и барон де Сиро

Еще интереснее ситуация с легендарным кошевым атаманом Запорожской Сечи Иваном Сирко, которого украинские историки также называют активным участником взятия Дюнкерка. Сирко, которого, к слову, турки именовали «Урус-шайтаном», то есть «Русским чертом», во французских документах не упоминается вообще. В отличие от многих своих соратников он дожил до солидных лет и любил вспоминать свои походы, но никогда в этих воспоминаниях не фигурировали события во Франции.

Зато во французских документах говорится о «господине Сиро», который командовал одним из полков польских наемников. Украинские историки посчитали, что господин Сиро и есть Иван Сирко.

Однако на самом деле господин Сиро — это барон де Сиро, французский дворянин, оставивший мемуары, в которых, в частности, говорится и о сражении за Дюнкерк. В своих вспоминаниях он дал весьма нелестную характеристику польским солдатам: «Они были незначительной помощью для армии... и приносили мне больше проблем, чем пользы».

Кардинал Мазарини тоже был не восторге от нанятых в Польше солдат: «Я знаю, что поляки разбегаются с каждым днем. Я получил письмо из Брюсселя, в котором мне сообщили, что уже три сотни их перешли к врагу. Мне пришло в голову: а не лучше бы перевести их в Лотарингию, чтобы позднее принять более целесообразное решение?»

«А почему он не рассказывает, что аэропорт Орли назван в честь Пылыпа Орлика?»

Разумеется, нельзя исключать, что среди 2400 наемников из Польши, оказавшихся под Дюнкерком, были и те, кто имеет отношение к запорожских казакам. Вот только отдельной организованной силы они из себя не представляли и славы там, мягко говоря, не снискали.

Легенду о том, как казаки Дюнкерк брали, давно развенчали и польские, и советские историки на основе тех самых французских документов. Но для нынешних псевдоисториков, трактующих события и просто врущих в «политически нужную» сторону, это помехой не является. 

«Я слышал байку о том, как бравые казаки на своих чайках доплыли до Дюнкерка и захватили его. Но чтобы ее легитимировал президент, такого еще не помню, — написал на своей странице в Facebook историк и политолог Владимир Корнилов. — А почему он не рассказывает, что аэропорт Орли назван в честь Пылыпа Орлика, а название „Париж“ произошло от украинской фразы „пориж сала“? Подскажу Зеленскому еще один исторический источник: согласно мультсериалу, казаки выиграли первый чемпионат Европы по футболу и подарили инопланетянам очень необходимое тем ведро для летающей тарелки. Ждем перечисления этих фактов в следующей речи».