«Россия как единое государство, собранное из различных княжеств, была независимой всегда, в отличие от многих стран мира», – говорит историк, писатель и публицист Рой Медведев.
Медведеву – 97 (!) лет, почти век. Видел многое и многих. С ним мы и поговорили о том, по каким законам и праздникам живёт Россия.
Владимир Кожемякин, aif.ru: Рой Александрович, скоро 12 июня – День России, который называют Днём независимости. Нужны ли людям такие праздники?
Рой Медведев: Свои дни независимости отмечает масса государств: Китай, Индия, Греция, Болгария, Франция… В США День независимости – 4 июля. Но Штаты по историческим меркам всё же добились независимости не так давно. А Россия как единое государство, собранное из различных княжеств, была независимой всегда в отличие от многих стран мира. Завоевать её никто никогда так и не смог, хотя желающих было с избытком. Таково и наше сознание, ощущение себя.
День России, по сути, у нас не один. 9 Мая, 23 февраля, 12 апреля – это тоже дни независимости нашей страны. И в 12 июня ничего плохого не вижу – моя семья довольна. Выходной, начало лета, можно устроить пикник, праздник и для себя.
Какой «…изм» строить
– В июне есть ещё одна дата: 5 июня 1993 г. по инициативе Ельцина открылось Конституционное совещание. Как к «ельцинской» Конституции относитесь вы?
– Когда в июне 1991 г. Ельцина избрали президентом РСФСР, я за него не голосовал. Его избирали как президента союзной республики, она не имела статуса независимого государства. Поэтому, когда Союз распался, возникла юридическая необходимость провести выборы президента России. Но Ельцин отказался, потому что боялся проиграть. На мой взгляд, никаких законов и конституций Ельцин не соблюдал в принципе.
– Сегодня есть предложение убрать из Конституции пункт о запрете государственной идеологии. Надо это делать?
– Государственной идеологии в России не было даже при Сталине. Правда, тогда была диктатура: любой приказ и любое пожелание Сталина выполнялись, даже если противоречили Конституции 1936 г.
– В СССР был Моральный кодекс строителя коммунизма. Может, нужен и нам сейчас свой кодекс? Непонятно только, какой «…изм» будем строить…
– Моральный кодекс был разработан и принят при Хрущёве. Туда взяли почти всё из правил жизни христианина, только терминологию сделали коммунистическую. Любой кодекс наподобие кодекса строителя коммунизма неизбежно будет повторять религиозные заповеди. Ничего лучшего человечество не придумало.
Я сам себя считаю патриотом, но я не слепой патриот. Принцип такой: «Я люблю свою жену, поэтому прощаю её недостатки…» Так вот Россию я очень люблю, также любил и Советский Союз. Я был во многих странах, но всегда считал, что моя – лучше. В Европе свои недостатки, она вовсе не такая демократическая, какой представляется. Я бы там не хотел жить. А нам никакой новый «…изм» просто не нужен.
«Ареста Чубайса я не дождался»
– Анатолий Чубайс подал документы на гражданство Израиля. Это, видимо, ставит точку в истории постсоветской оппозиции?
– Чубайс – беспринципный человек, который был готов сделать что угодно ради своей выгоды. Он не был верен ни Ельцину, ни Путину, хотя и занимал высокие посты, возглавлял огромную корпорацию. При Ельцине его уличили в воровстве: он получил большой гонорар за ненаписанную, а только ещё объявленную книгу. Он её так и не написал. И сказал публично: мол, зачем подняли сыр-бор из-за каких-то несчастных 100 тыс. долл.? Он, наверное, давно искал другого пристанища. Говорили, что имеет в Италии трёхэтажный дом на тот случай, если ему придётся уехать из России. Я ждал, что его арестуют, но увы.
– Наша несистемная оппозиция поддержала Запад и киевский режим после начала СВО. Что вы думаете о нынешних оппозиционерах?
– Эта оппозиция не похожа на ту, что была при Брежневе и в которой я участвовал сам. Я был диссидентом и тогда, и при Ельцине. Но в Советском Союзе оппозиция была нравственная: мы не претендовали на власть, а призывали к соблюдению законов. «Выполняйте свою Конституцию» – таким был моральный лозунг диссидентов 1960–1970-х. И в этом был их патриотизм. Нынешняя оппозиция борется за власть, не имея на то никаких оснований и прав. Я знаю многих людей из той среды и всегда удивлялся, что они претендовали на государственное управление, на губернаторство. Оппозиция царского времени, затем – большевистская, меньшевистская основывались на политическом авторитете. А эти? Даже чемпион мира по шахматам – и тот претендует на управление страной, ну какая это оппозиция?
– Как считаете, объединено ли сейчас наше общество?
– Думаю, что по крайней мере на 70% объединено. А остальные? У нас же у многих нет своего взгляда на политику. Обыватель живёт своей семьёй, мелкими делами, может быть, небольшим бизнесом. Об иных материях не думает. Впрочем, такая ситуация везде в мире.