Иллюзия победы. Как Запад идет к ядерной катастрофе

Полное нежелание Запада трезво оценивать и взвешивать ситуацию, а главное — посмотреть на происходящее глазами России, повышает вероятность максимальной эскалации украинского кризиса.

   
   

«Это должно быть очевидно любому человеку»

Заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев в своем Telegram-канале пишет: «Завтра на натовской базе "Рамштайн" великие военачальники будут обсуждать новую тактику и стратегию, а также поставки на Украину нового тяжёлого вооружения и ударных систем. И это сразу после форума в Давосе, где недоразвитые политические тусовщики как мантру повторяли: “Чтобы добиться мира, Россия должна проиграть”.

И ни одному из убогих не приходит в голову сделать следующий из этого элементарный вывод: проигрыш ядерной державы в обычной войне может спровоцировать начало войны ядерной. Ядерные державы не проигрывали крупных конфликтов, от которых зависит их судьба.

А ведь это должно быть очевидно любому человеку. Даже западному политику, сохранившему хоть какие-то следы интеллекта».

Атлантическая иллюзия

Действительно, накануне заседания представителей стран НАТО, где ожидается решение об увеличении поддержки Украины, никакой трезвости не замечается. Генсек НАТО Йенс Столтенберг и канцлер Германии Олаф Шольц чуть ли не одинаковыми словами твердят — путь к миру лежит через нанесение поражения России.

А издание The New York Times со ссылкой на Белый дом утверждает, что администрация Байдена склоняется к передаче Киеву дальнобойных систем, которые позволят наносить удары вглубь Крыма, что должно создать для Москвы угрозу его потери военным путем. Пойти на такую эскалацию, пишет издание, Белый дом может, так как считает, что угроза применения Россией тактического ядерного оружия снизилась.

На чем основаны эти выводы? Видимо, так на Западе трактуют слова первых лиц России о том, что ядерная война недопустима. Но вывод из этого делается следующий: раз русские не готовы к применению ядерного оружия, значит, им можно нанести поражение обычным.

   
   

Удивление Рейгана

В 1983 году мир внезапно оказался на пороге ядерной войны. Эскалация, затеянная президентом США Рональдом Рейганом, накалила обстановку до предела. При этом сам американский лидер в своих мемуарах признавался, что совершенно не понимал логики мышления руководства СССР: «Три года привели меня к удивительному выводу касательно русских. Многие лица на вершине советской иерархии вполне искренне боялись Америки и американцев. Возможно, это не должно было меня удивлять, но тем не менее удивило...

На протяжении моего первого срока в Вашингтоне многие в нашей администрации были уверены: русские не хуже нас понимают всю абсурдность предположения, будто США могут нанести по ним первый удар. Но чем больше я общался с советскими лидерами, а также главами других государств, которые хорошо их знали, тем больше я начинал понимать, что советские официальные лица воспринимают нас не просто как политического соперника, но и как потенциального агрессора, готового применить ядерное оружие в превентивном ударе».

Роковой «лучник»

2 ноября 1983 года на территории Западной Европы начались десятидневные командные учения НАТО Able Archer 83 («Опытный лучник 83»). В ходе учений отрабатывались действия Альянса в случае эскалации конфликта, приводящего к ядерной войне. Впервые были использованы новые уникальные коды связи и режим полного радиомолчания; в учения были вовлечены главы государств участников НАТО; был отработан режим максимальной боеготовности (DEFCON 1), соответствующий возможности использования ядерного оружия.

Все это происходило в условиях максимальной эскалации напряженности в отношениях между СССР и США. Пришедший к власти в Соединенных Штатах в 1981 году президент Рональд Рейган начал «крестовый поход» против коммунизма, оказывая давление на СССР по всем направлениям. В марте 1983 года Рейганом была обнародована так называемая Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), получившая второе название «Звездные войны». Речь шла о милитаризации космического пространства с целью нейтрализации советского ядерного потенциала.

Кроме того, Соединенные Штаты в 1983 году готовились к развертыванию в Западной Европе ракет средней дальности «Першинг-2», подлетное время которых до целей на территории европейской части СССР составляло всего шесть минут. Это была уже не потенциальная, а прямая угроза нарушения баланса сил.

Меморандум генерала Перрутса

Советские лидеры в официальных заявлениях говорили о том, что Советский Союз не может оставлять все это без ответа. Но мемуары и рассекреченные документы показывают — в США этого не принимали всерьез.

В 2015 году в Соединенных Штатах рассекретили меморандум генерал-лейтенанта ВВС Леонарда Х. Перрутса, который в 1983 году был помощником начальника штаба разведки ВВС США в Европе.

Генерал Перрутс в своем меморандуме 1983 года признавался, что недооценил масштаб мер советских военных, которые предпринимались во время учений НАТО. В разгар учений к нему обратился главнокомандующий ВВС США в Европе генерал Билли Минтер, задавший вопрос: стоит ли реагировать повышением мер боевой готовности на активность советских войск в Восточной Европе? Перрутс заявил, что оснований для этого недостаточно. Но в меморандуме спустя шесть лет заметил: «Если бы я знал тогда то, что я узнал позже, я не уверен, какой совет я бы дал».

В полной готовности

По данным разведки, поступившим к Перрутсу чуть позднее, в повышенные степени боевой готовности были переведены авиационные дивизии истребителей-бомбардировщиков Группы советских войск в Германии. Главнокомандующий ВВС СССР главный маршал авиации Павел Кутахов приказал перевести все части и соединения 4-й воздушной армии, дислоцированной в Польше, в высшие степени боевой готовности.

Согласно информации генерала Перрутса, на советские истребители-бомбардировщики были подвешены ядерные заряды, что означало готовность к их применению в течение нескольких минут. Признаком готовности СССР к началу боевых действий с применением ядерного оружия называется и фактическое прекращение учебных полетов советской авиации над территорией Восточной Германии в период с 4 по 10 ноября 1983 года.

Перрутс в меморандуме пишет, что не смог правильно оценить всю серьезность намерений СССР, хотя в итоге считает свои действия в 1983 году верными. Потому что ответное повышение готовности американских сил могло стать последней каплей, после которой обмен ядерными ударами превратился бы в реальность.

Принципиальное непонимание

Оцените ситуацию: Соединенные Штаты в течение нескольких лет накаляют обстановку, но при этом убеждены, что русские не должны всего этого принимать всерьез. И с ужасом узнают, что Москва готовилась к худшему, называя подобное «паранойей».

Проблема заключалась в том, что восприятие военной угрозы как таковой в США и СССР отличалась кардинально. Страна, не воевавшая на своей территории и получившая наибольшие финансово-экономические преференции от Второй Мировой, не могла понять страну, пережившую наибольшие разрушения и потерявшую 27 миллионов человек.

Страна, разбомбившая Хиросиму и Нагасаки, не могла понять страну, которой практически сразу после Великой Отечественной приходилось прилагать максимум усилий для предотвращения новой опасности.

После развала СССР это непонимание только возросло. Причиной стало то, что на Западе вообще решили, что в новых условиях учитывать российское беспокойство не нужно.

Война идет на Восток

В 1990-х годах лишь немногие западные политические эксперты предупреждали — продвижение НАТО на Восток Россия не сможет рассматривать иначе, как прямую угрозу себе, а следовательно, все придет к новой конфронтации.

Возобладала иная точка зрения — Россия как страна, проигравшая в «Холодной войне», будет вынуждена согласиться с новыми условиями, утвержденными победителями.

А если вдруг она откажется, тогда ее следует принудить к принятию таких условий.

То, что нельзя позволить

Вот эта самая логика западных деятелей и привела к той точке, которая достигнута сегодня. Точке куда более опасной, чем во времена Рейгана.

Если местом противостояния 40 лет тому назад была Германия, то сейчас события развиваются непосредственно у российских границ. Если тогда речь шла о виртуальной угрозе, то сейчас речь идет о прокси-войне против России, которая в любой момент может перейти в полноценную.

Но Запад по-прежнему отказывается понимать, что Россия рассматривает угрозу как фатальную, превышающую опасность гитлеровского нашествия. Тем более что украинские сателлиты открыто заявляют о желании массового истребления русских от мала до велика. И действия украинских формирований, казни как пленных, так и мирного населения подтверждают, что речь не идет о пропагандистских штампах.

Вашингтон и Брюссель по-прежнему верят — Россия предпочтет сдаться, но ни в коем случае не прибегнет к своему стратегическому арсеналу.

И это ставит ситуацию на самый край.