Их же оружием. ВС РФ затрофеили мощный дрон «Баба-Яга» и бьют им ВСУ

Российские военные инженеры восстановили и модернизировали трофейный тяжелый беспилотный летательный аппарат (БПЛА), получивший неофициальное название «Баба-Яга». Дрон удалось обезвредить и посадить с помощью средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Теперь его используют в боях против вооруженных сил Украины (ВСУ), сообщили в пресс-службе Минобороны РФ 27 марта.

   
   

Российское оборонное ведомство опубликовало видеоролик, на котором эксперты центра подготовки операторов беспилотников, входящего в состав мотострелковой бригады группировки войск «Юг», продемонстрировали отремонтированный украинский дрон «Баба-Яга». Как отметили специалисты, его подавили с помощью средств РЭБ в зоне боевого соприкосновения. БПЛА оказался в хорошем состоянии, поэтому его отправили экспертам по технике и вооружениям. 

После изучения принципа работы трофейного беспилотника удалось не просто восстановить его, но и модернизировать. Кроме того, эксперты расшифровали информацию с карты памяти дрона ВСУ. Она представляет важные данные для спецподразделений, уточнили в Минобороны РФ.

«Беспилотник нам передала разведка для изучения и восстановления. У него был поврежден так называемый “луч”, который отвечает за крепление двигателя. Он получил повреждение после падения. Повреждены были хомуты, которые держат сам “луч”. На 3D-принтере распечатали хомуты из определенного пластика. Заменили полностью всю проводку, потому что тоже была повреждена. И полностью восстановили систему управления. Переделали ее под себя», — рассказал инженер центра подготовки БПЛА с позывным «Женя».

По его словам, в «Бабе-Яге» «совсем другой принцип управления». «Машина совсем по-другому себя ведет. Она более мягкая [в управлении]. У нее два канала связи. Есть возможность управления как с пульта в ручном режиме, так и через радиомодемы. Через радиомодемы у нас были первые полеты, когда мы тестировали дрон и изучали саму систему управления. Там происходила задержка сигнала порядка на 1-2 секунды. Газ даешь, он две секунды висит и только потом начинает работать. Нас это не устраивало. Пришлось полностью снимать всю плату, вызванивать, узнавать сигналы управления. Что-то в интернете нашли, что-то своими мозгами доработали. И удалось подключиться полностью без задержек. После этого беспилотник прошел испытания летных характеристик», — продолжает эксперт.

В беспилотнике есть функция полета по определенным точкам в автоматическом режиме. «Мы достали с беспилотника даже информацию о тех точках, откуда они взлетали. Информация была передана разведке», — отметил военный инженер.

Он сообщил, что все изучалось и делалось вручную. «Совсем другой принцип управления — здесь восемь двигателей. Это было новое для меня. На данный момент могу с уверенностью сказать, что ничего сложного нет. Но пришлось полдня просидеть с мультиметром, прозванивать цепи, выясняя, куда что идет, как этот принцип работает. Потому что в украинском варианте они используют другую частоту и совсем другой протокол связи. Мы сделали под себя. И знаем, что если они подключатся, то они его не перехватят по старым способам», — заверил эксперт.

   
   

«Женя» установил российскую систему передачи видео, тепловизор. Теперь дрон будет использоваться ночью. Пока дальность полета составляет 12 километров в одну сторону. Но это зависит от батарей. «Есть второй комплект батарей, лежит такой же. Его восстановить возможно, детали заказаны. На полетном контроле установлена точка доступа, но радиусом 15-20 метров, банальная вай-фай точка. Но вся технология знакома. Осталось установить радиомодем или [модем от спутниковой навигации SpaceX Илона Маска, которую используют ВСУ] “Старлинк”, который уже на нашей стороне, и в путь-дорожку», — говорит инженер.

ВСУ широко разрекламировали и сильно хвалят БПЛА «Баба-Яга». «Я бы сказал им: ребята, не надо так хвалиться, гвоздь всегда найдется. Общий принцип работы мне и ранее был знаком. Была база. Потому что на гражданке я работал практически по таким же системам, но на наземных комплексах. Принципы управления, передачи сигналов, практически одинаковые», — сообщил «Женя».

Единственной сложностью было понимание нового принципа полета. «Беспилотник по-другому управляется, по-другому передаются сигналы, каналы распределяются по-другому. У нас есть вторая “Баба-Яга”, которая более серьезно повреждена, но контроллер полета был живой. На его основе сделал исследования, куда что подключить, куда припаять проводок, и все. Она полностью управляема, полностью работает», — добавил военный инженер.

Эксперт признался, что в подразделении ему работать интересно. «Даже в плане профессионализма — здесь пришлось многому научиться, познавать новое. Сидел, читал, на практике применял. Путем проб и ошибок приходишь к знаменателю. Бывает, что и ночью не спишь. Пока не доколупаю, буду сидеть», — заключил он.

БПЛА «Баба-Яга» сделаны на базе больших промышленных дронов, переделанных под боевые задачи. Гексокоптеры оснащены несколькими радиоканалами, защищенными от навигационных помех по разным частотам. Могут летать по заранее заданному маршруту без связи с оператором и в темное время суток. Благодаря большой грузоподъемности представляет серьезную опасность для пехоты и легкобронированной военной техники.