Идлиб на троих. Соглашения в Астане приблизили мир в Сирии

Участники заседания совместной оперативной группы по сирийскому урегулированию на международной встрече в Астане. © / Болат Шайхинов / РИА Новости

В российской делегации считают, что достигнутые договоренности открывают путь к полному прекращению огня в САР. Представители сирийской оппозиции также назвали позитивными итоги очередных переговоров в Астане.

   
   

Как передает РИА Новости, в пятницу Россия, Турция и Иран объявили о создании четырех зон деэскалации к северу от города Хомс, в пригороде Дамаска — в районе Восточной Гуты, на границе Сирии с Иорданией — в провинции Дераа, а также в провинции Идлиб. Мониторинг в зоне деэскалации в провинции Идлиб будут осуществлять силы Ирана, России и Турции, а в остальных зонах этим будет заниматься российская военная полиция.

По итогам 6-го раунда переговоров в Астане были приняты следующие документы: правила функционирования полос безопасности, КПП и наблюдательных пунктов; правила применения военной силы подразделениями Сил контроля деэскалации; мандат на развертывание Сил контроля деэскалации; положение о совместном ирано-российско-турецком координационном центре по рассмотрению вопросов, связанных с соблюдением режима прекращения боевых действий в зонах деэскалации.Объявленные странами-гарантами четыре зоны деэскалации станут временной мерой с первоначальным сроком действия в 6 месяцев. Стороны также сообщили о создании совместного координационного центра для контроля в зонах деэскалации.

«Объявляем о создании зон деэскалации в соответствии с меморандумом от 4 мая 2017 года в восточной Гуте, в определенных частях на севере Хомс, в провинции Идлиб и определенных частях соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо, а также в определенных районах на юге Сирии)», — сказано в совместном заявлении Ирана, России и Турции.

В этих четырех зонах Россия, Турция и Иран развернут силы контроля — в целях предотвращения инцидентов и боевых столкновений между сирийской армией и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к режиму прекращения боевых действий. При этом, как подчеркивается в заявлении, создание упомянутых зон деэскалации не подрывает суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Сирии.

Основные сложности на переговорах возникли вокруг того, кто будет вести мониторинг в провинции Идлиб. В трех остальных зонах этим будет занимать российская военная полиция. По словам источника агентства в одной из делегаций, в итоге стороны договорились, что мониторинг по внутренней границе северной зоны деэскалации будет вести Турция, по внешней — Россия и Иран. Позднее спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев подтвердил, что мониторинг в зоне деэскалации в Идлибе действительно будут осуществлять силы этих трех государств, однако конкретные места размещения определят страны-гаранты.

Оппозиция Сирии считает позитивными итоги очередных переговоров в Астане, заявил СМИ член делегации Айман аль-Асими: «На этом раунде достигнуто соглашение о зоне деэскалации в Идлибе, там живут более трех миллионов сирийцев... Это позитивный шаг, поможет в будущем политическому решению, к которому мы стремимся в Женеве».

   
   

«На наш взгляд, завершение этапа создания зон деэскалации открывает путь к реальному прекращению кровопролития, к полной стабилизации ситуации в Сирии и предметному обсуждению вопроса повышения мер доверия между противоборствующими сторонами и возвращению республики к мирной жизни», — сказал Александр Лаврентьев. По его словам, делегация РФ уверена, что итоги переговоров в Астане внесут вклад в запуск процесса политического урегулирования в САР на переговорах в Женеве.

Лаврентьев отметил, что определенное размежевание умеренной оппозиции и террористических организаций произошло. Однако для завершения этой работы еще потребуется немало усилий.

«Нам бы очень хотелось слышать, что процесс размежевания сил умеренной оппозиции и группировок, связанных с ИГИЛ, с „Джебхат ан-Нусрой“ (террористические группировки, запрещены в РФ — ред.), полностью завершен. К сожалению, это не так», — сказал Лаврентьев на пресс-конференции.

По его словам, к примеру, в южной и юго-западной зоне безопасности находится «достаточно большое количество» подразделений «Джебхатан-Нусры»*, которые удерживают ряд территорий и предпринимают «дерзкие вылазки» против отрядов умеренной оппозиции. Задача — полностью избавить эти территории от деструктивных элементов.

Кстати
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила в пятницу, что правительственная армия Сирии при поддержке Воздушно-космических сил (ВКС) РФ смогла укрепиться на восточном берегу реки Евфрат. Всего, по имеющимся данным, ВКС уничтожили за неделю в Сирии более 790 объектов международных террористических группировок. В числе прочего российская авиация уничтожила три кустарных завода по изготовлению так называемых шахид-танков, которые начали применять террористы в Сирии. Как пояснил РИА «Новости» начальникштаба российской группировки войск в Сирии Александр Лапин, это танк, как правило Т-55 или Т-62, в боевое отделение башни которого закладываются противотанковые мины, тротил, аммиачная селитра. «На территории Акербатскогорайона это единственный завод (по производству шахид-танков и БМП). Он работал с 2015 года и был уничтожен 29 августа. Также вскрыт такой завод в Дейр-эз-Зоре, такой же завод вскрыли в Эс-Сухне». Лапин добавил, что все заводы были обнаружены ВКС России с беспилотных летательных аппаратов.