И примкнувший к ним Шарий. Какой парламент выберет Украина?

Верховная рада. © / Mazur Travel / Shutterstock.com

21 июля 2019 года на Украине состоятся досрочные парламентские выборы. Интерес к ним за пределами Незалежной несколько ниже, чем за президентской гонкой. Но в действительности именно сейчас определяется расклад сил в политической жизни Украины на ближайшие несколько лет.

   
   

«Слуга народа» и еще трое

После государственного переворота 2014 года в стране произошло перераспределение полномочий в пользу парламента, в результате чего возможность президента Украины проводить задуманный им курс напрямую зависит от наличия у него большинства в Раде.

Что бывает, когда такого большинства нет, наглядно показали первые недели Владимира Зеленского на посту президента. Практически все его инициативы открыто саботировались Верховной Радой, решения об отставках министров не принимались, законопроекты отклонялись. Накануне спикер Рады и сподвижник бывшего президента Порошенко Андрей Парубий отказался созывать внеочередное заседание парламента по инициативе Зеленского, еще и отчитав за неправильное составление документа.

Именно поэтому новый президент так настойчиво добивался досрочных выборов — беспомощность Зеленского откровенно разочаровала тех, кто голосовал за него.

Сформированный в 2014 году состав Рады уходит в прошлое, но кто придет ему на смену?

По действующему закону, 225 депутатов будут избраны по партийным спискам, еще 225 — по одномандатным округам. Зеленский пытался провести изменения в закон, предполагающий отмену одномандатников, однако выборы 2019 года пройдут по старой схеме. Сопротивление депутатов объяснимо — многие из них не имеют шансов переизбраться по партийным спискам, но очень рассчитывают на успех в «родных» округах.

Последние рейтинги, опубликованные украинскими социологами перед выборами 18 июля, предрекают уверенную победу пропрезидентской партии «Слуга народа».

   
   

Группа «Социальный мониторинг» отмечает, что «Слугу народа» поддерживает 42,5 процента определившихся украинских избирателей. Группа «Рейтинг» и вовсе фиксирует показатель 49,5 процента.

Стабильно второй результат у социологов показывает «Оппозиционная платформа — За жизнь» — единственная украинская партия, открыто выступающая за диалог с Москвой и за выполнение Минских соглашений. Правда, разброс показателей у социологов весьма велик — от 10,5 до 18 процентов.

Гарантированно проходят в Раду также «Европейская солидарность» Петра Порошенко (по разным оценкам, от 7,7 до 10 процентов избирателей готовы поддержать партию экс-президента) и «Батькивщина» Юлии Тимошенко (около 7,5 процентов).

Социологи отмечают, что рейтинг партии Тимошенко в наименьшей степени подвержен колебаниям. «Батькивщина» проводит на редкость неяркую кампанию, рассчитывая исключительно на свой традиционный электорат и не вступая в громкие конфликты. Складывается впечатление, что для Тимошенко сейчас важно просто получить фракцию в Раде, а дальше она рассчитывает усилить свои позиции при помощи коалиций.

Балансирующий «Голос» и внезапный Шарий

Три партии балансируют на грани преодоления 5-процентного барьера — это «Голос» певца Святослава Вакарчука, «Гражданская позиция» экс-министра обороны Анатолия Гриценко и «Сила и честь» Игоря Смешко. Причем если в отношении Гриценко и Смешко эксперты настроены скорее отрицательно, то «Голос» завис в состоянии неопределенности.

Еще пару недель назад эта партия считалась уверенным кандидатом на попадание в Раду, однако сейчас она серьезно сдала свои позиции. Противостояние в борьбе за голоса западноукраинских избирателей между «Европейской солидарностью» Порошенко и «Голосом» Вакарчука пока проходит не в пользу последнего.

Есть на выборах и «темная лошадка» — партия блогера и журналиста Анатолия Шария. До недавнего времени социологи вообще не включали ее в рейтинги, что приводило к очень странным результатам. Простые жители, участвуя в опросах, называли социологам партию Шария при том, что о ней вообще не спрашивали. По данным самого Шария, партия, которой не было в списках для опросов, по факту давала результат больший, чем многие из включенных в опросник.

Когда же партию Шария «заметили», начали определять ее показатель в 0,1-0,2 процента. Теперь рейтинги сторонников Шария официально озвучиваются на уровне 1,4-2,6 процента. Это заведомо непроходной показатель, однако сам журналист считает, что данные цифры не соответствуют действительности и, возможно, его политсиле получить до 15 процентов голосов. Если это случится, то такой результат, вне всяких сомнений, станет главной сенсацией выборов в парламент.

Все решат одномандатники

По партийным спискам партия «Слуга народа» уверенно побеждает, но расклад сил в парламенте будет зависеть от исхода борьбы в одномандатных округах. Здесь у «старых» партий есть преимущество — у тех же Порошенко и Тимошенко гораздо больше связей с элитой на местах, чем у Зеленского. У «Слуги народа» элементарно не было времени для подготовки достаточного количества «проходных» кандидатов в округах.

На успех на местах серьезно рассчитывают бывшие депутаты от «Народного фронта», не попавшие в списки ни одной из проходящих в парламент партий.

Если президенту не удастся провести достаточное количество одномандатников, тогда квалифицированного большинства в Раде «Слуга народа» не получит. И встанет вопрос о формировании новой коалиции.

Наиболее очевидным кандидатом на союз с партией Зеленского называют «Батькивщину» Юлии Тимошенко. Тем более, что она сама не раз говорила о своей готовности работать со «Слугой народа». Но камнем преткновения может стать желание Тимошенко вновь занять кресло премьер-министра. По имеющимся данным, Зеленский не готов отдать Юлии Владимировне пост главы правительства.

Представить коалицию Зеленского с Порошенко, на первый взгляд, сложно. Но, с другой стороны, чего только не было в украинской политике. Тем более что внешнеполитическая риторика Зеленского мало отличается от слов, произносимых экс-президентом.

Как бы то ни было, после выборов в парламент у нового президента не останется отговорок для дальнейшего оправдания бездействия. Избиратели потребуют от него серьезных дел. И если надежды будут обмануты, не факт, что глава государства проведет на своем месте полный срок.