«Хорватский сценарий» для Донбасса. Что это такое?

Сербская Краина. © / www.globallookpress.com

На Украине вновь заговорили о так называемом «хорватском сценарии» возвращения Донбасса.

   
   

«Существует два варианта так называемого „хорватского сценария“: военная и мирная реинтеграция»

Посол Украины в Хорватии и Боснии и Герцеговине Александр Левченко в интервью видеоблогеру Юрию Романенко заявил: «Наверное, для Украины более правильный „хорватский сценарий“, то есть сценарий привлечения миротворцев <...> который позволит решить вопрос проведения выборов на временно оккупированной территории».

О «хорватском сценарии» Левченко говорит уже не в первый раз. Например, в 2018 году в интервью изданию «Апостроф» посол сказал: «Существует два варианта так называемого „хорватского сценария“: военная и мирная реинтеграция. Последняя, конечно, наиболее подходящая для Украины. Почему? Ибо военная реинтеграция временно оккупированной хорватской территории осуществлялась там, где она не граничила с Сербией».

«В оккупированном Донбассе проживают 2,8 млн граждан, — заявлял Левченко. — Если мы хотим применить хорватскую схему, речь должна идти о контингенте численностью от 25 до 90 тысяч военных и полицейских. Конечно, 90 тысяч — нереалистичная цифра, поэтому можем ориентироваться на 50 тысяч человек. Но я осознаю, что обеспечить присутствие такого количества миротворцев очень сложно, поэтому можем говорить о 30-40 тысячах человек, из которых 85% — это военный компонент, а остальные 15% — полицейский».

Любопытно, что Левченко стал послом в Хорватии, а также в Боснии и Герцеговине во время президентства Виктора Януковича. А в годы правления Виктора Ющенко он работал заместителем постоянного представителя президента Украины в АР Крым.

Как в Хорватии пришли к власти наследники усташей

О «хорватском варианте» на Украине говорят начиная с 2014 года. О чем же идет речь?

Распад Югославии в начале 1990-х сразу вывел на первый план проблему сербо-хорватских отношений. Наиболее мрачная их страница связана со Второй мировой войной, когда при поддержке нацистской Германии было провозглашено марионеточное Независимое государство Хорватия, во главе которого встал лидер так называемых усташей (хорватских нацистов) Анте Павелич. 

   
   

Среди всех гитлеровских пособников не найти людей, более замаравшихся в крови, чем усташи. На их фоне меркнут даже чудовищные по жестокости преступления бандеровцев. Геноцид сербов, евреев и цыган был частью государственной политики Хорватии. Один из лидеров режима Миле Будак заявлял: «Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведем в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом, скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них. Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль». 

Точное число жертв геноцида сербов, осуществленного усташами в 1941-1945 годах, неизвестно по сей день. По самым скромным оценкам, было истреблено около 200 000 человек, однако большинство историков считают, что число жертв значительно больше и может достигать 800 000 человек. Со своих земель были изгнаны до 400 000 сербов, еще четверть миллиона насильно обращены в католичество.

В 1990 году главой Хорватии стал лидер националистов Франьо Туджман. За год до своего прихода к власти он выпустил книгу «Пустоши исторической действительности», в которой усомнился в реальности геноцида сербов в годы войны, а также заявил, что масштабы Холокоста преувеличены. На съезде партии «Хорватское демократическое содружество» Туджман объявил, что Хорватия времен Второй мировой войны не только была нацистским образованием, но и выражала тысячелетние устремления хорватского народа.

Приход к власти человека с такими взглядами, намеренного строить независимую Хорватию для хорватов, не мог не вызвать неприятия у проживавших в республике сербов.

Меры, принимавшиеся новыми властями, не оставляли сомнений в их намерениях. Название сербохорватского языка был изменено на «хорватский», после названия изменили и грамматические нормы. В служебной переписке и в СМИ было запрещено кириллическое письмо. Из школьных программ были изъяты тексты по сербской истории, материалы о сербских писателях и поэтах. Сербов в государственных учреждениях заставляли подписывать «листы лояльности» новому хорватскому правительству, а «нелояльных» изгоняли. Шла активная чистка от сербов силовых структур, деятелей сербской культуры, проживавших в Хорватии, заставляли уехать.

Сербская Краина

В августе 1990 года в Книнской Краине, территории компактного проживания сербов в Хорватии, был проведен референдум о суверенитете и автономии, 99,7% участников которого высказались «за». Ситуация в Хорватии продолжала обостряться. Политики в Загребе, столице Хорватии, категорически отрицали право сербов на автономию и призывали покончить с «сепаратистами» силой. Летом 1991 года между сербами и хорватами начались вооруженные столкновения, переросшие в полномасштабную войну.

19 декабря 1991 года все территории Хорватии с компактным проживанием сербов объединились в Республику Сербская Краина, объявившую о своем суверенитете. Умеренные сербские политики выступали за автономию в составе Хорватии, однако чем дальше шла война, тем громче звучали голоса тех, кто был за полную независимость и дальнейшее присоединение Сербской Краины к Сербии.

В 1994 году обстановка относительно стабилизировалась. В марте было подписано перемирие между Сербской Краиной и Хорватией. Хорватские сербы пытались налаживать мирную жизнь. В декабре 1994 года были подписаны двусторонние документы о восстановлении экономических связей, предусматривалось проведение переговоров по возвращению беженцев, выплате пенсий, открытию железнодорожного сообщения.

Мирные планы, которые предлагались жителям Сербской Краины международным сообществом, в известной степени напоминали нынешние Минские соглашения. Так называемый план «Загреб-4», выдвинутый в январе 1995 года, предусматривал автономию для Книнской Краины в составе Хорватии, а также полную интеграцию безо всяких дополнительных прав других сербских территорий.

Военный блицкриг при помощи США

15 ноября 1994 года США и Хорватия заключили договор о военном сотрудничестве. В его рамках Соединенные Штаты оказывали помощь Хорватии в подготовке вооруженных сил. Военные советники из американской частной военной компании MPRI участвовали в подготовке хорватских специальных подразделений и гвардейских бригад. Был создан специальный разведывательный центр для сбора информации и прослушивания переговоров сербской стороны. В подготовке военной операции против Сербской Краины, по словам министра иностранных дел Хорватии Мате Гранича, участвовали отставные американские генералы.

1-3 мая 1995 года хорватская армия осуществила операцию «Молния», захватив входившую в состав Республики Сербская Краина Западную Славонию. Протесты сербов ни к чему не привели: международное сообщество на этот агрессивный акт ответило лишь вялыми декларациями. Военное положение Сербской Краины осложнилось до предела.

К началу августа 1995 года вооруженные формирования Сербской Краины насчитывали от 27 до 34 тысяч человек, около 300 танков, 295 БМП и 360 орудий крупного калибра.

Общая численность хорватской армии к этому моменту приближалась к цифре в 250 тысяч человек, из которых 150 тысяч участвовали в действиях по плану «Буря». На вооружении находились более 230 танков, 161 БТР и БМП, 320 орудий крупного калибра, 26 боевых самолетов и 10 боевых вертолетов. В операции «Буря» также участвовал 5-й корпус армии боснийских мусульман численностью в 25 000 человек.

В 2 часа ночи 4 августа 1995 года хорватский представитель Хрвойе Шаринич официально оповестил командующего подразделением миротворцев ООН генерала Жанвьера о начале операции. В качестве предлога для нее было названо сербское наступление на контролируемый хорватами город Бихач, которое к тому времени уже прекратилось. В 5 часов утра 4 августа хорватская артиллерия и авиация нанесли массированный удар по сербским войскам, а также по населенным пунктам Сербской Краины. Вслед за этим в бой отправились хорватские «коммандос», которые при захвате наблюдательных постов ООН убили и ранили нескольких миротворцев. 

В течение первого дня операции сербам удавалось сдерживать натиск хорватской армии, однако на направлении на столицу Краины Книн хорватам удалось серьезно продвинуться вперед.

На следующий день, 5 августа, Книн пал. Из Сербской Краины начался массовый исход беженцев. Отступление сербских подразделений стало принимать характер бегства.

6 августа силы хорватской армии соединились с корпусом боснийских мусульман. Населенные пункты Сербской Краины переходили под контроль хорватов один за одним.

7 августа основные сербские силы капитулировали. В 18:00 7 августа министр обороны Хорватии Гойко Шушак объявил об окончании операции «Буря».

«Мирная» капитуляция Восточной Славонии

На захваченных территориях хорваты начали этнические чистки. Спасаясь от преследований, в Республику Сербскую и Югославию бежали до 200 000 человек. Беженцы нередко становились жертвами нападений и обстрелов со стороны хорватов. Несколько сотен сербов, которые не смогли уехать, были убиты. Сербские дома и даже целые села были сожжены.

Госсекретарь США Уоррен Кристофер возложил вину за хорватское вторжение на сербов, которые, по его мнению, спровоцировали хорватов наступлением на Бихач. Представитель посольства Германии в Хорватии заявил: «Германия разделяет радость военного успеха с вами и выражает вам похвалу за эту войну».

При этом полностью территорию Сербской Краины хорватам все-таки захватить не удалось. Оставались территории Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема, граничившие непосредственно с Югославией, где военные действия хорватам пришлось бы вести не с ополченцами, а с частями Югославской Народной армии. В декабре 1995 года было подписано так называемое Эрдутское соглашение, по которому эти территории передавались под контроль ООН с последующим мирным включением в состав Хорватии. В 1998 году Восточная Славония окончательно вернулась в состав Хорватии. Никакой автономии хорватские сербы уже не имели.

Посол Левченко считает предпочтительным для Украины сценарий, подобный Эрдутскому соглашению. Но назвать его мирным можно лишь с огромной натяжкой. После военного поражения воля сербов к сопротивлению была подавлена. К тому же от поддержки хорватских сербов под давлением США и Европы отказалась Югославия. Переход под управление органа ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (UNTAES) был для хорватских сербов способом выживания, способом избежать окончательного изгнания. При этом, по данным независимых экспертов, принять новую реальность многие из сербов не смогли: из Восточной Славонии уехали более 77 тысяч человек.

В декабре 1998 года Туджман, выступая на открытии военного училища в Загребе, заявил: «Сербский вопрос мы решили, не будет больше 12% сербов или 9% югославов, как было. А 3%, сколько их будет, больше не будут угрожать хорватскому государству».

В 1991 году в Хорватии проживало 581 663 серба, что составляло свыше 12% населения. В 2001 году их осталось 201 631 (4,5%). Снижение численности сербского населения продолжается и в настоящее время.

Подавление и бесправие

Если называть вещи своими именами, то мирный «хорватский сценарий» мало чем отличается от военного. И в том, и в другом случае происходит подавление людей, лишение их возможности отстаивать свои права, свою культуру и свой образ жизни. Им предлагают альтернативу в виде полного уничтожения или изгнания либо полной капитуляции в обмен на сохранение права на существование на данной территории.

Украинский посол Левченко, кстати, не приветствует военный «хорватский сценарий», поскольку предвидит ответ. Но у всех киевских сценариев общее, по сути, одно: Украина не желает предоставлять жителям Донбасса никаких реальных прав, пытаясь принудить их к принятию того образа жизни, который был навязан стране в 2014 году «Евромайданом».