Председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель призвал денонсировать подписанный при объединении ГДР и ФРГ договор «Об окончательном урегулировании в отношении Германии».
Денонсировать договор нужно, потому власти Германии нарушают его положения, пояснил политик. По его словам, этим обеспокоена немецкая община полуострова.
«Мы искренне сожалеем о том, что так и не реализовались положения статьи 7 договора, и родина наших предков так и не обрела полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами», — сказал он.
Договор, который еще называют договором «Два плюс четыре», был подписан в 1990 году шестью странами — ГДР, ФРГ, СССР, США, Францией и Великобританией. Помимо прочего, он установил жесткие ограничения для бундесвера: сокращение численности вооруженных сил, отказ страны от производства, владения и распоряжения оружием массового поражения, запрет размещения на территории Германии войск других государств (в том числе и стран НАТО) и их ядерного оружия. Статья 7 этого договора полностью упразднила оккупационный статус ФРГ и ГДР и права стран-победительниц во Второй мировой войне над территориями объединенной Германии.
Владимир Кожемякин, aif.ru: — Сергей Матвеевич, к чему может привести денонсация договора «Два плюс четыре»?
Сергей Федоров: — Непонятно, какие дивиденды мы от этого получим и для чего это нужно. Это ничего не изменит в существующем положении вещей. Сегодня трещат по швам все мирные договоры, которые были подписаны по итогам Второй мировой войны. Многие из них коллективный Запад просто игнорирует — при этом нам говорят, что их подписывал СССР, а теперь его нет, поэтому, мол, и нет смысла их выполнять. И делать этого Запад, и Германия в частности, не будет.
Поэтому хлопать дверью и путем такой денонсации давать понять Германии, что мы недовольны ее поведением, — бесполезный труд. Это наивно. Таким образом побудить немцев изменить свою политику в отношении России вряд ли удастся. Моральное удовлетворение от реализации такой инициативы кто-то, может быть, и получит, но практической пользы не будет никакой.
Если политики в бундестаге, например, уже говорят о том, что немцам пора подумать о своем ядерном оружии — о соблюдении каких договоров может идти речь? Согласно договору от 1990 года, Германия вообще жестко лимитирована по вооружениям. Уж кому-кому, а немцам на этот счет следовало бы молчать. Так ведь нет!
Однако политическими демаршами заставить их поступать по-другому мы не сможем.