Скептики, выступающие за полный отказ России от сотрудничества с ЕСПЧ, получили в свое распоряжение еще один железобетонный аргумент. Если граждане в судейских мантиях предпочитают ловить политический хайп, толку не будет.
Россия и Европа говорят на разных языках, причем европейцы ведут беседу свысока, пытаясь навязать неразумным «дикарям» правильные ценности.
«Необходимо официальное признание и защита их отношений»
Если задуматься, то отношения России и властей западноевропейских стран складываются по приведенной выше схеме на протяжении столетий. Но если раньше спор шел о ветвях христианства, границах влияния и идеологии, сегодня он докатился до сексуальных предпочтений. Европа настолько горит желанием осчастливить россиян новым пониманием места ЛГБТ-сообщества в современном мире, что готова окончательно побить горшки с Москвой.
Рассмотрение вопроса было вызвано исками ЛГБТ-активистов, требовавших от российских властей официально зарегистрировать их отношения.
Европейский суд по правам человека постановил, что РФ нарушила в отношении заявителей статью 8 Конвенции (право на уважение частной и семейной жизни). ЕСПЧ признает, что нет обязательств, налагающих на государства требования официально признавать однополые союзы. Тем не менее, суд настаивает на том, что власти России должны найти форму признания однополых браков, которая устроит тех, кто этого желает.
По мнению ЕСПЧ, этому не мешает ни традиционное понимание брака в России, ни мнение большинства граждан страны.
Россия хочет сотрудничать с ЕСПЧ, но судьи предпочитают творить дичь
Самое потрясающее в этой истории то, с каким рвением представители ЕСПЧ ведут дело к полному разрыву отношений России с данной организацией.
А ведь только в июне 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон, упрощающий порядок предоставления юридической помощи осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, если они собираются обратиться в ЕСПЧ. То есть Россия заинтересована в том, чтобы европейская организация помогала исправлять реальные ошибки российского судопроизводства. Но растущий скепсис в отношении ЕСПЧ связан с целым валом дел, в которых решения, принимаемые судьями, носят откровенно политический характер.
Трудно представить себе, что судьи ЕСПЧ не знают реального положения вещей. Например, того, что положение о браке как о союзе мужчины и женщины закреплено теперь в Конституции России. Или того, что проблемы ЛГБТ-сообщества большинством россиян не воспринимаются как нечто насущное и злободневное.
Новое «бремя белого человека»?
Новое решение ЕСПЧ, от которого активисты немногочисленного, но шумного российского ЛГБТ-актива готовы прыгать до потолка, у миллионов людей вызывает вопрос: ребята, вам совсем уже нечем заняться?
Европейский суд по правам человекам показывает полную беспомощность в вопросе со статусом «неграждан» в Латвии. ЕСПЧ не может даже защитить право русскоязычных жителей стран Балтии на имена для детей, которые власти коверкают по своему усмотрению. ЕСПЧ поднимает руки вверх, когда речь заходит о лишении возможности получения образования на родном языке и других правах.
Зато в вопросе сексуальных предпочтений судьи начинают демонстрировать необычайную принципиальность, подыгрывая настроениям, преобладающим в США и Западной Европе. Смотрите, мол, «миссионеры» из ЕСПЧ несут российским «дикарям» однополые союзы, без которых невозможен прогресс.
«Правильно было бы им подать в отставку»
Российская реакция на решение ЕСПЧ получилась предсказуемой. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что российская сторона не может выполнить решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по регистрации брачных союзов трёх однополых пар в связи с тем, что это противоречит Конституции РФ. «По нашей конституции — нельзя!», — отрезал пресс-секретарь.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин высказался еще жестче. «Зачем вы раз за разом пытаетесь навязать нам чуждые ценности? — написал он в своем Telegram-канале, — Судьи ЕСПЧ, принимая такие решения, должны знать национальное законодательство страны, на которое оно распространяется. И руководствоваться им, если оно приоритетно... Правильно было бы им в связи с этим подать в отставку». Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, которого цитирует РИА Новости, заметил: «Налицо системное вмешательство во внутренние дела России. Давно уже надо было понять, что навязывать России однополые браки абсолютно бесперспективно и не стоило принимать такие по меньшей мере странные решения... Приходится признать, что правовой нигилизм нынче в моде. Сначала послы ряда стран, включая Канаду и США, навязчиво вывешивали радужные флаги на своих посольствах в Москве, игнорируя и Венскую конвенцию о дипломатических сношениях и наши законы, призывали россиян не голосовать за поправку о семейных ценностях, а теперь и ЕСПЧ призывает нарушить наш Основной Закон».
«Европейцы вольны трактовать у себя конвенцию, как они хотят»
Вице-спикер Совфеда Константин Косачев заявил, что в действительности никакого упоминания об однополых браках в Конвенции нет, и судьи слишком далеко зашли в своей интерпретации документа. И, поскольку это противоречит российской Конституции, то никто не будет исполнять решение ЕСПЧ.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов в разговоре с «Интерфаксом» заметил: «В Российской Федерации однополые браки не признаются. Это не соответствует менталитету нашего народа, его моральным установкам. Поэтому здесь конституционные нормы соответствуют тому пониманию брака, который бытует в народе. Ну, а европейцы вольны трактовать у себя конвенцию, как они хотят. Но на российскую почву эту практику переносить не надо... Это еще одно свидетельство что Россия и Европа расходятся все дальше, и Совет Европы становится совершенно ненужной организацией для России».
Хайп суда
ЕСПЧ своим решением еще раз позволил российской власти и оппозиции, за исключением сил, чей рейтинг находится на уровне статистической погрешности, выступить единым фронтом. Дело не в ЛГБТ-сообществе, а в попытке навязывания нашей стране того, что большинство ее жителей не принимает и принимать не хочет. Более того, постоянное давление в этом вопросе лишь увеличивает число тех, чье неприятие категорично.
Кроме того, скептики, выступающие за полный отказ России от сотрудничества с ЕСПЧ, получили в свое распоряжение еще один железобетонный аргумент.
Как уже говорилось выше, ЕСПЧ действительно может играть полезную роль в российском судопроизводстве, делая его лучше и эффективнее. Но если граждане в судейских мантиях предпочитают ловить политический хайп, толку не будет.