Уже несколько дней в мире активно обсуждают эскалацию вооруженного конфликта между Израилем и Палестиной. Между двух огней застряли туристы со всех уголков земного шара. Кто-то приехал в Тель-Авив на фестиваль электронной музыки, кто-то на концерт Бруно Марса, а кто-то просто отдохнуть у моря. А кто-то живет там, сменив неустойчивый российский климат на приятное тепло. Среди последних — москвичка Кристина Устьева.
«Здесь всегда неспокойно»
Кристина всю жизнь прожила в Москве. Но в феврале этого года вместе с супругом решила переехать в Израиль. Говорит, хотела поближе познакомиться с жизнью своих родственников в Восточном государстве, да и просто сменить обстановку. Специально для aif.ru москвичка рассказала о нынешней обстановке на границе враждующих миров.
«Как известно, обстрелы и бомбардировки Израиля постоянны. Страна же в состоянии чрезвычайного положения находится с 1948 года — с момента основания. Поэтому здесь всегда неспокойно. У нас тут знакомые и родственники, которые живут в Израиле по тридцать лет, и всегда это удивляло, как им вообще удается жить. И в мае этого года мы сами пережили бомбардировку. К счастью, тут всё хорошо организовано и спланировано. Есть приложение специальное, которое отправляет уведомления, если, например, сирена в каком-то месте будет звучать и так далее. Обо всем рассказывают, оповещают, пишут, где находится ближайшее бомбоубежище», — начала рассказ Кристина.
Новоиспеченная жительница Тель-Авива утверждает, что во время новых боевых действий ей удаётся сохранять спокойствие и контролировать свои мысли.
«У многих людей есть защищенная комната внутри дома. Дома на приграничной территории продаются или сдаются с бомбоубежищем. Второй момент — это, конечно, „Железный купол“ (система противовоздушной обороны — Ред.). Если бы не он, от Израиля давно бы остались только руины», — отметила Устьева.
«Шумная» суббота
Напомним, что утром 7 октября палестинское движение ХАМАС выпустило пять тысяч ракет по Израилю из Сектора Газа. Глава движения Мухаммед Дейф объявил войну.
«Это было в субботу. Абсолютно ничего не предвещало беды. И понимаете, сейчас идут праздники — примерно с середины сентября. Новый Год Рош ха-Шана, Йом-кипур (ссудный день или день искупления) — тот самый праздник, когда машины не должны ездить по шоссе, дети по дорогам катаются на великах и самокатах, то есть это самый тихий день, когда все проводят его в посте, в молитве и так далее. Потом был последний праздник Суккот. Он длится неделю и всё это время почти вся страна живет в специальных палатках — сукках. А самое интересное, что мы буквально в пятницу выходили на улицу, ходили по делам, гуляли и вообще ничего не предвещало беды. Но уже на следующий день мы проснулись от такого хлопка в воздухе, который, если хоть когда-то в жизни слышал, уже никогда не забудешь. После этого раздались звуки сирены. Мы сразу открыли наше приложение с оповещениями о тревогах. Обычно оно сразу красными метками показывает куда летят ракеты. Но тут мы обнаружили, что всего за десять минут по Израилю выпустили чуть ли не 500 ракет. Тель-Авив — это всё-таки центр. И прежде, чем будут бомбить Тель-Авив, все-таки сначала страдают приграничные территории — Юг Израиля. Именно так было во время майской бомбардировки. Но сейчас все абсолютно иначе, потому что ракеты запустили по всей территории Израиля. В том числе и по Северу. То есть с Юга — Сектор Газа — по Северу страны. И это было не то, чтобы страшно, было непонятно. И поскольку я с супругом только переехала в новый район, мы даже не знали, где находится наше бомбоубежище. Но, к счастью, хозяин квартиры сразу после начала тревоги проводил нас в свой дом. Там оборудовано два защищенных −1 этажа специально для военных действий», — описала Кристина.
Как судьба распорядится
Это самый масштабный военный конфликт за всю историю Израиля, говорит она.
«За субботу в нашей части Тель-Авива где-то шесть раз звучала сирена. Сначала было с утра и до 12-13 дня, но после прекратилось. Мы решили вернуться к себе домой. Но вечером сирены вновь начали сигназилировать о тревоге. Снова начали обстреливать Израиль по всей территории. Причем ХАМАС примерно каждые полчаса запускал где-то по 200 ракет в города. Мы переместились на −1 этаж. Грохот стоял такой, что казалось, как будто это происходило рядом с нами. Нужно понимать, что если где-то происходит перехват ракеты, например, в соседнем городе, то из-за того, что небо ясное, слышно, как будто это происходит рядом с тобой — чуть ли не на соседней улице. То же самое было ночью. На следующий день Тель-Авив не подвергался ударам, но угроза была в других городах. Основной мишенью стал Юг. У меня в воскресенье началась рабочая неделя. Напомню, что в Израиле понедельником считается воскресенье. И, в общем-то, у меня рабочий день — куча звонков, дел, но пугает, что вся коммуникация может оборваться в один день. Мы продолжаем жить на −1 этаже и стараемся не подвергать свою жизнь опасности. Но уж если судьба так распорядится, то этого не избежать», — добавила Кристина, которая при всем этом не собирается покидать страну.
«Никто конкретно из моих знакомых не уехал. Вернулись на Родину единицы, но их можно понять. Сейчас весь народ, даже новоприбывшие, чувствуют единство, и они чувствуют, что нужно быть здесь. На самом деле это не так страшно. Мы сопричастны к этой ситуации. Помогаем как можем: жертвуем деньги, финансируем на помощь тем, кто как-то нуждается в этом», — подытожила Кристина.