Гимн вместо молитвы. Как на Украине создавали новую церковь

Митрополит Епифаний. © / www.globallookpress.com

В Киеве прошел так называемый «объединительный собор», на котором была учреждена новая поместная православная церковь. В нем приняли участие представители неканонических (т. е. не признанных остальными православными церквями) Украинской православной церкви (УПЦ) самопровозглашенного Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. От УПЦ Московского патриархата, которой принадлежит больше половины всех украинских приходов, было всего два епископа. 

   
   

Новая поместная церковь получила название Украинской православной. Главой церкви был избран епископ Епифаний, выходец из УПЦ Киевского патриархата, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковный. 6 января патриарх Константинопольский Варфоломей намеревается вручить Епифанию специальный документ, — томос — и тогда новая церковь станет канонической. После этого два священнослужителя проведут совместное богослужение в честь праздника Богоявления.

Объединение церкви или политический митинг?

Впрочем, если решения, принятые на «объединительном соборе», носили церковный характер, то сам процесс был скорее политическим. В работе собора принимал активное участие президент Украины Петр Порошенко. Новую структуру он назвал «церковью без Путина». Всё его выступление перед собравшимися в ожидании решения собора верующими походило скорее на предвыборный митинг, чем на праздничные торжества: «Это церковь без молитвы за российскую власть и российское войско, которые убивают украинцев. Но это церковь с Богом и Украиной, — говорил собравшимся Порошенко. — Это день окончательного получения нашей украинской независимости от России. И Украина уже не будет пить, говоря словами Тараса Шевченко, „из московской чаши московский яд“». И далее в своей речи украинский президент предпочитал цитировать не Библию, но Маяковского («Товарищ москаль, на Украину зубы не скаль»), Лермонтова («Прощай, немытая Россия...») и украинского поэта Хвилевого («Геть вiд Москвы, даешь Европу!»). Последнее особенно интересно, так как лозунг Хвилевого Порошенко взял на вооружение везде и даже использует на плакатах, удобно «забывая» тот факт, что Хвилевой воевал против войск Петлюры (восхваляемого ныне тем же Порошенко), служил в ЧК и был убежденным коммунистом. 

Никто из собравшихся на этот «праздник» украинских чиновников и священников не крестился. Ничего даже отдаленно похожего на молитву в день основания новой церкви так и не прозвучало. Вместо этого митрополит Епифаний и Порошенко, держа руки на сердце, спели украинский гимн. 

Не было и поздравлений от канонических церквей (за исключением Константинопольского патриархата). Зато поздравление прислало посольство США в Киеве. Прошедший собор там назвали «историческим». «Мы поддерживаем право всех украинцев самостоятельно выбирать, как исповедовать религию», — было сказано в послании.  

Как отреагировали в России?

В Русской православной церкви всё увиденное ёмко охарактеризовали как «разбойничье сборище». «В потоке речей, которые прозвучали сегодня от политиков и неполитиков Украины, очень много говорилось о москалях, стране-агрессоре и новой свободе... И ничего — о вере, Христе и Евангелии», — написал глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Он заявил, что собор нельзя считать «объединительным», поскольку в нем не принимала участия единственная каноническая церковь на Украине: УПЦ Московского патриархата. 

«Неканоническое собрание лиц, отчасти имеющих, а большей частью не имеющих законной архиерейской хиротонии, под общим руководством мирянина и главы государства, а также приезжего человека, ничего не понимающего на местном языке, избрало неканонического „архиерея“ таким же неканоническим „предстоятелем“», — прокомментировал произошедшее заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. 

   
   

В Кремле заявили, что не считают себя вправе вмешиваться в межцерковные отношения. «На Украине раскольническая деятельность плотно перемешана с политикой, что по церковным канонам вряд ли допустимо. Но мы хорошо знаем, что раскольники канонов не соблюдают», — сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. 

«Церквезаменитель» с тяжелыми последствиями

Описывая очередной «триумф» Порошенко, наблюдатели не скрывают иронии. «Киев получил не полноценную церковь, а эрзац, „церквезаменитель“, — написал в Сети один из пользователей. — Впрочем, если „шоколадный король“ Порошенко набил руку на замене дорогих ингредиентов в кондитерской продукции более дешевыми, то почему бы ему не проделать тот же трюк с украинским православием? А в качестве „ароматизаторов“ и „усилителей вкуса“, которые прикроют всю эту дурнопахнущую историю, привычно сработают подконтрольные президенту СМИ». 

«Несмотря на то, что раскольники назвали собор „объединительным“, он таковым не стал, потому что там не было УПЦ Московского патриархата, — пояснил АиФ.ru доктор богословия Прешовского университета, профессор церковной истории Православного Свято-Тихоновского университета Александр Дворкин. — Фактически на соборе был легализован раскол».

По словам Дворкина, есть много вариантов дальнейшего развития событий. 

«Конец этой истории явно не такой, какого хотелось бы Константинополю. Фактически УПЦ Киевского патриархата продавила все выгодные себе решения. Филарет поставил на патриарший престол своего ставленника, по церковным меркам совсем юношу (Епифанию 39 лет. — Ред.), который полностью находится под его влиянием, и легализовал свой статус, назначив себя неизвестным канонам титулом „почётный патриарх“. Константинополь хотел видеть во главе новой структуры более канонически приемлемую фигуру и, разумеется, категорически возражал против титула „патриарх“. Получается, что видимых дивидендов патриарх Константинопольский не получил, зато вступил в ссору с РПЦ. Но, видимо, на Варфоломея сильно давят, деваться ему некуда», — говорит Дворкин. Эксперт не исключает, что дальше может начаться и ссора между новой структурой и Константинополем, поскольку Варфоломей может начать ограничивать ее полномочия.

«РПЦ новую структуру канонической церковью не признает. Остальные православные церкви также не будут спешить с этим, поскольку во главе ее находится человек, у которого нет канонического рукоположения и который фактически лишь марионетка одиозного для всех Филарета. Очевидно, продолжится и усилится давление украинских властей на УПЦ Московского патриархата. Очень возможно, что следующим шагом станет попытка вытеснить её из двух главных украинских лавр: Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской. Это может привести к очень большим проблемам и даже кровопролитию», — прогнозирует Дворкин.