Реалии современной Украины суровы. Даже если вчера тебя именовали «заложником кремлевского режима» и проводили акции в твою поддержу, нет гарантии, что после освобождения тебя не объявят преступником на Украине.
Классический пример подобного — история Надежды Савченко. Украинка, осужденная за причастность к убийству российских журналистов в Донбассе, была помилована Владимиром Путиным и вернулась в Незалежную героиней. Однако спустя недолгое время Савченко в Киеве стали именовать «агентом Кремля», а затем и вовсе отправили за решетку по обвинению в подготовке государственного переворота. Оказаться вновь на свободе Савченко смогла лишь благодаря тому, что команда Петра Порошенко потерпела фиаско и не сохранила власть.
Жест доброй воли
Заложниками политического противоборства на Украине становятся и не такие известные персонажи, как Савченко. Сейчас между молотом и наковальней угодил украинец Дмитрий Великий, переданный Киеву ДНР и ЛНР в качестве одностороннего жеста.
28 июня 2019 года в аэропорту Минска главе политсовета украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктору Медведчуку были переданы четверо украинских пленных: 30-летний Дмитрий Великий, 33-летний Яков Веремейчик, 35-летний Максим Горяйнов и 59-летний Эдуард Михеев. Договоренности об их освобождении Медведчук достиг на переговорах с главами Донецкой и Луганской народных республик Денисом Пушилиным и Леонидом Пасечником.
«Надеемся, что освобождение четырёх лиц позволит стимулировать Украину и перейти к обмену всех установленных на всех установленных. Это целесообразно», — заявил тогда лидер ДНР Пушилин.
При этом в самих республиках Донбасса рядовые жители энтузиазма от подобных одностороних шагов давно не испытывают. Как раз по той причине, что они односторонние. Киев держит в своих тюрьмах сотни и тысячи заключенных, причем речь идет не только об ополченцах Донбасса, но и о рядовых людях, имевших смелость выступать против режима, который установился в Киеве в 2014 году. Более того, украинские власти при предыдущих обменах занимались и вовсе непотребными вещами. Так, при последнем крупном обмене между Киевом и республиками Донбасса, состоявшемся еще в 2017 году, украинская сторона попросту не выдала несколько десятков человек в нарушение уже достигнутых договоренностей.
Вот еще один известный киевский прием, применявшийся при обменах: зачастую накануне их проведения украинские силовики просто хватали людей на улицах городов Донбасса, которые находятся под их контролем, чтобы менять их на захваченных ополченцами карателей.
Зеленский недоволен
Тем не менее ДНР и ЛНР и на этот раз решили продемонстрировать добрую волю.
Однако новость об освобождении украинских пленных не вызвала восторга у президента Украины Владимира Зеленского. На брифинге он, говоря о посреднической миссии Медведчука, не без раздражения заявил: «Я не понимаю, почему у нас должны быть посредники. Он знает мое отношение к этому вопросу. Это очень важный вопрос. Почему поднимается вопрос о возвращении пленных, почему поднимается вопрос прекращения войны с его стороны только под выборы? Спрашивайте его».
Впереди на Украине парламентские выборы. Партия Зеленского «Слуга народа» выступает в качестве главного фаворита, а «Оппозиционная платформа — За жизнь», которую представляет Медведчук, претендует на второе место. При этом Зеленский, собирая голоса, активно использует амплуа миротворца. Вот только результатов у президента пока никаких, кроме громких заявлений. На этом фоне Медведчук, реально возвращающий украинских пленных, выглядит человеком дела.
Если сам не можешь разрешить кризис, тогда постарайся умалить успехи других, — такой логикой руководствуются сегодня в Киеве. Поэтому в украинских СМИ стали активно муссировать информацию о том, что освобожденные в ДНР и ЛНР — это вовсе не украинские пленные, а «засланные казачки».
Самым удобным кандидатом на роль «российского шпиона» оказался 30-летний Дмитрий Великий. Украинский журналист Денис Казанский на своей странице в Facebook пишет: «Тут оказался подвох. Один из них — дезертир по имени Дмитрий Великий. Он находится в розыске, о чем говорится на сайте МВС. Дмитрий Великий — претендент на премию Дарвина. Дезертировав из ВСУ, он уехал на заработки в Россию. Но только братушки пацифизма не оценили и в итоге назначили Великого украинским диверсантом и шпионом. А теперь отдают его Украине, подавая это как невероятный успех миротворческой миссии Медведчука. Какой-то уникальный развод: кум Путина по указу Путина договаривается с марионетками Путина о том, что они отпустят из плена предателя, работавшего на Путина. Интересно, как поступят с Дмитрием Великим в Украине? Будет хохма, если арестуют».
Великий, взятый в плен в сентябре 2016 года, был в 2017 году осужден в ЛНР на 15 лет лишения свободы по статье «Осуществление террористической деятельности». Реплика журналиста Казанского свидетельствовала о том, что дома его может ждать совсем не теплый прием.
Люди с автоматами за-за забора
Великий был задержан сотрудниками СБУ всего через несколько минут после того, как встретился с родными. Пресс-служба СБУ заявила, что Великому дали встретиться с родителями в Павлоградском районе Днепропетровской области, после чего передали следователю военной прокуратуры Днепропетровского гарнизона для продолжения расследования дело о дезертирстве.
«Никаких нарушений прав гражданина при сопровождении в военную прокуратуру не происходило, решение о дальнейших процессуальных действиях будет приниматься военной прокуратурой», — заявили в СБУ.
Сам Великий в интервью украинскому телеканалу «112» заявил: «Вчера минут 15 побыл с родителями, прибежали люди с автоматами, перепрыгнули через забор. Я просто сразу не знал, отца сбили с ног. Я сказал, что не убегу и чтобы мне хотя бы дали одеться, но не дали. Показали удостоверения, что они сотрудники СБУ». Затем бывшего пленного отвезли в СБУ, где продержали до четырех утра: «Были еще какие-то операторы, еще они поснимали. Было смешно, потому что было несколько дублей... Я никуда не прятался и говорил, что хочу пообщаться с нашими структурами, потому что у меня есть информация о ребятах, которые там находятся». В итоге после путешествия через СБУ и прокуратуру в полицию Великий все же был отпущен на свободу благодаря новому вмешательству Медведчука.
Однако никто не даст гарантии того, что в дальнейшем освобожденный из плена украинец все же не окажется за решеткой. Более того, СБУ уже пообещала «тщательно проверить» всех освобожденных. Таковы ныне политические реалии Незалежной: каждый занят решением своих задач, в которых солдаты ВСУ и украинские моряки становятся просто мелочью, разменными монетами, используемыми в зависимости от политической целесообразности.