Гендерное равенство в ООН. Кто сменит Пан Ги Муна?

Полномочия действующего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна заканчиваются 31 декабря 2016 года. © / Lucas Jackson / Reuters

До конца следующего года Генассамблея ООН должна избрать нового генерального секретаря, который может встать у руля этой международной организации на ближайшие 10 лет. Полномочия действующего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна заканчиваются 31 декабря 2016 года, именно тогда истекает его второй пятилетний срок. Ограничение по количеству допустимых переизбраний нигде не прописано, однако так уж заведено: один генсек избирается лишь дважды. Выдвижение кандидатур на пост нового Генсека ООН и обсуждение того, кто же сменит Пан Ги Муна, началось уже сейчас.    
   

Избрание происходит по следующей схеме: все группы выдвигают своих представителей на рассмотрение Совета безопасности. Тот, в свою очередь, отбирает из них конкретного кандидата и выносит его кандидатуру на рассмотрение Генеральной ассамблеи. При этом любой из постоянных членов Совбеза вправе наложить вето на непонравившуюся кандидатуру.

При избрании нового генерального секретаря, по идее, должен учитываться так называемый региональный принцип — то есть руководители международной организации поочерёдно должны представлять все региональные группы. Стать генсеками не могут лишь представители стран — постоянных членов Совбеза. Это сделано для того, чтобы исключить концентрацию власти в руках одной страны.

На практике же региональный принцип не соблюдается. Так, например, история ООН знала четырёх генсеков от Западноевропейской региональной группы (Глэдвин Джебб, Трюгве Хальвдан Ли, Даг Хаммаршёльд и Курт Вальдхайм), двух — от Азиатской (У Тан и Пан Ги Мун), одного — из Южной Америки (Хавьер Перес де Куэльяр) и двух — от Африки (Бутрос Бутрос-Гали и Кофи Аннан). Кандидатам от Восточноевропейской группы возглавить организацию ещё ни разу не удавалось.

Региональный принцип негласный, а посему и не обязателен к исполнению. Также не соблюдается и принцип гендерного равенства. До сих пор ни одной женщине не удавалось возглавить ООН.

Возможно, именно поэтому в последнее время идут разговоры о том, что после Пан Ги Муна, чьи полномочия закончатся 31 декабря 2016 года, его место займёт именно женщина и именно представительница Восточной Европы. Подтвердить или опровергнуть это пока не может никто, так как вынесенные на рассмотрение кандидатуры для рассмотрения Совбезом держатся в строгой секретности.

«Восточноевропейцы сейчас очень энергично отстаивают своё право, чтобы именно человек из этой региональной группы стал следующим Генеральным секретарём ООН», — заявил на прошлой неделе постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин.

   
   

Он также сообщил, что несколько стран поддерживают идею о том, чтобы следующим руководителем международной организации была женщина, не упоминая при этом, что женщина должна быть из Восточной Европы. «Обращает на себя внимание то, что такая неформальная группа организовалась. Группу тех стран, которые ратуют за то, чтобы следующей была женщина, возглавляет постпред Колумбии. Но трудно представить, чтобы Колумбия боролась за то, чтобы это была женщина из Восточной Европы», — подчеркнул Чуркин. Аналогичные заявления на счёт гендерного если не равенства, то хотя бы разнообразия, делает и Великобритания. И тоже вызывает сомнение, что они имеют в виду именно восточноевропейскую женщину.

Уже сейчас от Восточной Европы есть около 10 возможных кандидатов, сказал Чуркин. Называть фамилии постпред не стал, так как они ещё находятся в разных стадиях выдвижения, официального же письма о выдвижении конкретного кандидата не поступало ещё ни от одной страны. «Они все очень достойные люди. Наверное, каждого из тех, кто сейчас выдвинулся, можно увидеть в должности генерального секретаря. Так что я не вижу, почему следующий генеральный секретарь не может быть из Восточной Европы. И да, было бы интересно, чтобы впервые это была женщина. И действительно, среди этих кандидатов есть сильные женщины», — сказал Чуркин.

«Это будет довольно интересный процесс, тут много разных интриг», — добавил российский дипломат.

Надо сказать, что о гендерном равенстве вспомнили в мае этого года, когда ныне возглавляющий ООН генсек Пан Ги Мун заявил, что его должна сменить непременно женщина. Ранее среди возможных кандидатов называлисьадминистратор программы развития ООН Хелен Кларк, исполнительный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, президенты Чили и Литвы Мишель Бачелет и Даля Грибаускайте, а также премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмидт.

Кроме того, в начале года прозвучала версия о том, что канцлер Германии Ангела Меркель так старательно ублажает прихоти США как раз ради того, чтобы стать следующим генсеком и первой женщиной во главе ООН. Об этом писали немецкие СМИ. Международный эксперт RT Нейбоша Милич заявил тогда, что Меркель «не готова уйти на пенсию, не готова перестать быть в центре внимания, не готова отказаться от власти и влияния в мире». «Её поведение и всё, что сейчас происходит, вполне подтверждает слухи в немецких газетах о том, что Меркель хотела бы получить пост Генерального секретаря ООН, который, по правилам этой организации, теперь должен будет перейти к европейцу», — заявил Милич. Для достижения своей цели немецкому канцлеру и нужна «политика потакания» Соединённым Штатам зачастую в ущерб экономике своей страны. В противном случае она не только не задержится на новом посту надолго, но и вряд ли сможет его получить.

Между тем на различных международных площадках уже неоднократно указывалось, что, по большому счёту, решение о выборе кандидата принимают пять постоянных членов Совбеза в режиме кулуарных договорённостей. На сегодняшний день возглавляемая Швецией группа по реформированию Совбеза предлагает сделать процесс избрания генерального секретаря максимально прозрачным и открытым.

В июле посол Швейцарии при ООН Пауль Зегер заявил, что «даже избрание Папы Римского менее прозрачно». По его словам, сегодня кадровые решения зависят прежде всего от США, Китая и России. «А между тем Генеральный секретарь представляет интересы не только этих трёх держав, но всех стран-членов ООН», — подчеркнул Зегер.

Сам Пан Ги Мун после ухода из ООН может стать новым президентом Южной Кореи.