Гамельнский крысолов. Вашингтон разыгрывает с Яценюком злую сказку

Арсений Яценюк. © / РИА Новости

Экс-министр иностранных дел Украины Леонид Кожара разместил на своей странице в Facebook некий документ, представляющий собой послание американского сенатора Ричарда Дурбина украинскому премьеру Арсению Яценюку. «Вот реальные кукловоды современной украинской политики», — прокомментировал свой пост Кожара. Уже в следующем посте он уточнил, что «ни подтвердить, ни опровергнуть» подлинность документа не представляется возможным.

   
   

Изначально письмо разместила в соцсетях немецкая журналистка Ина Кириш. Она же, в свою очередь, нашла его на международном хакерском сайте. Опровергнуть подлинность письма за украинского экс-министра поспешил сам сенатор Дурбин. В понедельник стало известно, что он направил письмо в ФБР и ЦРУ с целью пожаловаться на «гнусную подделку». В то же время въедливые до сути блогеры успели подтвердить подлинность подписи сенатора с помощью сопоставления с другими автографами политика на документах, находящихся в открытом доступе.

Здесь следует упомянуть само содержание загадочного письма. В первых строках своего послания сенатор заверяет украинского премьера в том, что испытывает к нему полное доверие, и выражает озабоченность отставками ключевых фигур украинской политики президентом Порошенко. Далее сенатор предлагает премьеру приложить максимум усилий для сохранения на своём посту министра сельского хозяйства Алексея Павленко. Его увольнение, по мнению Дурбина, создаст препятствия для расширения сотрудничества американских и украинских аграриев.

В начале июня министр аграрной политики Алексей Павленко, упомянутый письме, написал заявление на увольнение, об этом украинские агентства узнали от источников в кабмине. Позже министр опроверг эту информацию со словами «не дождётесь». Предшествовала этому повестка, которой министра вызвали на допрос в Главное следственное управление (ГСУ) МВД. Вызван чиновник был в качестве свидетеля в связи с более чем сотней поданных им же представлений по фактам масштабной коррупции на сумму свыше $400 млн. Кроме активной борьбы с коррупцией в ведомстве, Павленко также занимается законодательным обеспечением масштабной приватизации в аграрной сфере страны. В мае стало известно, что украинский кабмин готовит к продаже 96 сельскохозяйственных предприятий. Что касается расширения сотрудничества, то действительно, Павленко регулярно колесит по миру в поисках новых контактов и рынков сбыта для украинской сельхозпродукции. Правда, украинские эксперты называют это не более чем пиаром и реальной отдачи от постоянных поездок министра пока не видят.

Помимо Павленко, сенатор Дурбин рекомендует удержать на посту Юрия Недашковского, руководителя «Энергоатома». «Во многом благодаря его эффективной работе, отношения Украины с зарубежными партнёрами в сфере ядерной энергетики постоянно расширяются», — говорится в письме. Вместе с тем, по мнению американского сенатора, министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, равно как и руководитель «Укргаздобычи» Сергей Костюк, не соответствуют требованиям, предъявляемым к лицам на подобных должностях.

Здесь стоит разобраться особенно внимательно и пояснить, о каком именно расширении отношений идёт речь и почему один чиновник от энергетики на хорошем счету у американских партнёров, а второй может оказаться не у дел.

В первую очередь, речь идёт о контракте с японско-американской Westinghouse — главным мировым конкурентом «Росатома» в сфере атомной энергетики. Лоббистом контракта был чиновник от «Энергоатома» г-н Недашковский. Компания будет поставлять ядерное топливо Украине, дабы минимизировать зависимость Европы от «Росатома». Дело в том, что 18 реакторов АЭС в Европе (это больше половины всей вырабатываемой электроэнергии) полностью зависят от российского ядерного топлива. Кроме того, в этом году «Энергоатом» уже подписал контракт на поставку обогащённого урана с французской AREVA. Ключевое в обоих контрактах то, что речь идёт именно о поставках, а не о собственном производстве. То есть Украине предлагается одного поставщика, Россию, заменить на нескольких других. Причём, по некоторым данным, продукция новых поставщиков обойдётся украинскому бюджету на 20–30% дороже.

   
   

Ещё одно направление международного сотрудничества — возможный контракт с компанией ConverDyn, планирующей построить на территории Украины завод по производству ядерного топлива. Этот проект находится в сфере влияния уже концерна «Ядерное топливо» и лично министра энергетики Демчишина. Примечательно, что переговоры между представителями Минэнерго и компанией ConverDyn прошли за 2 дня (23 июня) до появления на свет письма американского сенатора (25 июня), в котором тот не очень лестно отозвался о работе министра.

Договор с Westinghouse о поставках уже подписан, строительство собственного завода по производству ядерного топлива только планируется. Но в случае его появления предложение Westinghouse станет неактуальным по понятным причинам.

Ну и под занавес: в июне Евросоюз выделил Украине более 17,5 млн евро на строительство хранилища ядерных отходов. Этот проект целиком и полностью является «заслугой» г-на Недашковского, но на сей раз при поддержке профильного министра. Это хранилище может стать самой большой ядерной свалкой в Европе, зато позволит сэкономить Украине до $200 млн в год за счёт отказа от вывоза отработанного топлива в Россию на основании ранее заключённого договора.

Но вот с руководителем «Укргаздобычи» Сергеем Костюком «накладка вышла». Яценюк потребовал сменить главу госкомпании ещё 19 июня, за неделю до появления письма. В тот день, когда сенатор Дурбин ставил под посланием свою подпись, глава правления «Нафтогаза» представлял нового руководителя «Укргаздобычи» представителям Американской торговой палаты и Европейской бизнес-ассоциации. По словам Яценюка, «правительство последовательно осуществляет политику смены политически заангажированного менеджмента госкомпаний на специалистов, которые лишены политического влияния». В принципе, работа на опережение украинского премьера ещё не может быть фактом в пользу того, что всё письмо — подделка. Скорее, это свидетельствует о том, что сенатора Дурбина кто-то опередил.

В письме сенатора также упомянут министр внутренних дел Арсен Аваков, но по нему американские партнёры пока не готовы дать однозначного заключения. Здесь важную роль может играть то, что после падения Авакова падёт и сам Яценюк. Их многое связывает — от замкнутости на них денежных потоков до перепродажи американского оружия в Сирию. Об этом свидетельствует опубликованная ещё в феврале переписка представителей украинского военного ведомства с сирийским генералом, приближённым к Башару Асаду. Список оружия для продажи в Сирию был практически идентичен списку запрашиваемых самой Украиной у США вооружений. Его обнародовал «Киберберкут» якобы после взлома телефона одного из членов делегации Джо Байдена. Мечтающие о свержении режима Башара Асада США вряд ли поддерживают такую политику украинского премьера. Но, по всей видимости, есть веские причины для того, чтобы отложить месть на потом.

Проверку подлинности письма сенатора оставим ФБР и ЦРУ. Но понятно, что фамилии в нём взяты не «от балды», каждый совет заокеанского товарища (либо какого-то политизированного мистификатора) имеет определённую логику.

Но даже если письмо некоего единичного сенатора и окажется в результате липой, это не умаляет того, что Украина остаётся под сильным влиянием Штатов. Вопрос о том, чем эта маленькая и не очень успешная бывшая советская республика смогла заинтересовать сверхдержаву, пропустим. Про то, как Украина становится аванпостом в чужой игре, эксперты говорят постоянно в течение последнего года. Яценюк же с его перепиской всё равно ушёл на второй план после появления заявления губернатора Одесской области Михаила Саакашвили о том, что зарплаты чиновникам из его команды будет платить правительство США. Договорённость об этом была достигнута в ходе встречи грузинского экс-президента с послом США Джеффри Пайеттом. Кроме того, в ходе встречи было принято решение о том, что в Одесскую область прибудут полицейские из Калифорнии, они будут учить правильно работать украинских стражей порядка.