Фантомные страхи. Введет ли Центральная Азия санкции против России?

16 мая в Томске стартовала третья центральноазиатская конференция международного дискуссионного клуба «Валдай». Один из основных вопросов, который обсуждали 60 экспертов из 10 стран региона на конференции, — как западные санкции повлияли на взаимоотношения России и стран Центральной Азии. Мнения по этому поводу разошлись.

   
   

Каковы цели конференции?

«Мы живем в мире, который радикально меняется, происходит образование нового мирового порядка, и надо понять, каким образом Центральная Азия встроена в это преобразование. Евразия меняется, а центральноазиатские страны оказываются на перекрестии этих изменений», — рассказал о главной теме конференции председатель совета Фонда развития и поддержки «Валдая» Андрей Быстрицкий.

По его словам, эксперты клуба попытаются проанализировать изменения в Центральной Азии в области экономики, безопасности, политико-дипломатическом взаимодействии. «Нужно понять, как страны региона могут достигать желаемых целей при формировании нового мирового порядка», — рассказал специалист.

Почему конференция прошла в Томске?

«За свою долгую историю Томск превратился из форпоста на границе Российской империи в крупный интеллектуальный и промышленный центр, не только принимающий студентов и трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, но и поддерживающий экономические связи с этими государствами», — так официально объяснили организаторы конференции место ее проведения.

Однако Западная Сибирь сейчас превращается в стратегически важный для страны логистический пункт. Именно через этот регион идут торговые маршруты, которые соединяют Центральную Россию с Центральной Азией и Китаем. Продолжается активная модернизация железнодорожных путей, а также строительство другой инфраструктуры в регионе, которая позволила бы повысить грузопоток товаров из Центральной Азии в Россию и обратно.

Как западные санкции влияют на связи России и Центральной Азии?

Некоторые центральноазиатские страны могут присоединиться к западным санкциям, выразил на конференции обеспокоенность отечественного МИД замминистра иностранных дел Михаил Галузин.

«Несмотря на совпадение позиций в отношении неприемлемости и нелегитимности односторонних экономических ограничений, ряд стран Центральной Азии тем не менее не хотят брать на себя соответствующие риски, дают понять о готовности следовать западным ограничительным мерам», — отметил он.

   
   

При этом Россия настроена на последовательное укрепление отношений стратегического партнерства со странами Центральной Азии, отметил он. «Россия никому не диктует, каким внешним и внутриполитическим курсом следует двигаться, когда это не идет вразрез с взаимными обязательствами, в том числе по ОДКБ, ЕАЭС и СНГ. Мы уверены, что в центральноазиатских столицах это хорошо видят и понимают: искусственное разрушение связей с Россией способно обернуться более тяжелым ущербом, чем издержки от пресловутых вторичных санкций», — сказал Галузин.

Заявление замминистра прояснил директор Центра евроазиатских исследований МГИМО МИД России Иван Сафранчук.

«Насколько я понимаю, вопроса присоединения стран Центральной Азии к санкциям нет. Что такое присоединение к санкциям? Это значит, что вы вводите такие же санкции, которые ввели западные страны. Но некоторые из стран региона под угрозой вторичных санкций не идут на увеличение какой-то экономической деятельности, связанной с обходом», — отметил специалист.

По его словам, речь идет о том, что Запад настаивает, чтобы страны Центральной Азии не становились вариантом обхода этих санкций. «Это не присоединение, а обход, соответственно, для стран Центральной Азии возникает угроза вторичных санкций. Это основная угроза, которая фигурирует», — добавил Сафранчук.