«Это шло от Арестовича». Офис Зеленского заказывал истязания пленных?

Владимир Зеленский. © / Reuters

Приказы об осуществлении казней российских военнослужащих с фиксацией расправ на видео и дальнейшей публикацией материалов в соцсетях исходили от представителей высшего руководства Киева.

   
   

«Поступала команда о сборе «шок-контента»

Такие показания на допросе дал и. о. руководителя пресс-службы подразделения «Азов» (запрещенная на территории РФ организация) Дмитрий Козацкий.

«Еще до 24 февраля, до начала боевых действий из Офиса президента, я слышал фамилию Арестовича, поступала команда о сборе так называемого «шок-контента», — говорит Козацкий на видеозаписи допроса, которую в своем Telegram-канале публикует военный корреспондент Андрей Руденко, — видеоматериалов по убийствам российских военнопленных. Мы начали мониторить медиа и информационное пространство и стали замечать, что такие материалы действительно начали появляться. Я так понял, что такие указания был спущены не только нам, но и другим военным подразделениям и организациям. Мы видели видео из Киева, из Харькова и поняли, что данные указания были спущены «Боцману» и «Чили» в Харькове… Я так понял по тем указаниям, что данная информационная кампания была направлена на то, чтобы вызвать антивоенные движения, митинги, акции в России… Но по факту эта кампания вызвала негативный фон в обществе… и потом пришли новые указания — прекратить, приостановить… Я так понял, что это тоже шло от Арестовича… У нас данные видео были собраны, но при выходе с «Азовстали» все материалы, флешки были уничтожены».

Дмитрий Козацкий. Фото: кадр видео/ Обстановка

Пиарщик «Азовстали»

26-летний уроженец Житомирщины Дмитрий Козацкий до «Евромайдана» учился в Польше, но с началом беспорядков вернулся на Украину и примкнул к перевороту. В 2015 году он вступил в Национальную гвардию, а позже оказался в «Азове».

Во время операции по освобождению Мариуполя от нацистов Козацкий оказался среди «сидельцев» «Азовстали». Возглавив пресс-службу формирования, он отвечал за съемки материалов, которые тиражировали мировые СМИ.

Также он прославился видеозаписью в подвале песни, с которой Украина участвовала в «Евровидении-2022».

Последнее сообщение Козацкого перед сдачей в плен в мае 2022 года было весьма оригинальным: «Ну вот и все. Спасибо за приют, «Азовсталь» — место моей смерти и моей жизни. Кстати, пока я нахожусь в плену, я оставлю вам фотографии в лучшем качестве, отправлю их на все журналистские премии и фотоконкурсы, если я что-то выиграю, будет очень приятно после релиза. Спасибо всем за поддержку. До встречи».

   
   

Методы Арестовича

В общем, главный агитатор «Азова» никоим образом не чувствовал себя обреченным, а скорее, восходящей мировой звездой. Сейчас нацист с позывным «Орест» ведет себя несколько скромнее, но все равно он довольно раскрепощен и видно, что рассказывает не под давлением.

Алексей Арестович с 2020 года занимает должность внештатного советника руководителя Офиса президента Украины Андрея Ермака по вопросам стратегических коммуникаций в сфере нацбезопасности и обороны. Фактически Арестович выполняет роль «говорящей головы» команды Зеленского и работает на массы. Он отвечает за создание правильного идеологического фона в обществе, трактуя военные события в позитивном, с точки зрения Киева, ракурсе.

В конце марта 2022 года Арестович так комментировал видеозаписи с расправами над военнопленными: «У нас к таким случаям относятся крайне жёстко. Будет расследование. Я неоднократно официально призывал с трибуны и сегодня призвал еще раз — мы не издеваемся над пленными. Мы европейская армия, европейское государство».

При этом он разошелся во мнении с главкомом ВСУ Залужным, называвшим данные видео «постановочными».

К моменту, когда Арестович сделал свое заявление, стало ясно, что видео с пытками и растерзанными телами не вызывают в России деморализующего эффекта, к тому же они получили крайне негативную реакцию в США и Европе. Практически сразу после этого Киевом была запущена информационная кампания о «резне в Буче», где российские солдаты обвинялись в убийствах мирных жителей.

«Боцман»: нацист, отметившийся в трех странах

Под кличкой «Боцман» известен уроженец Тольятти Сергей Коротких, состоявший в неонацистских организациях в России и Белоруссии. В 2013 году «Малюта», на которого были заведены дела в РФ, переехал на Украину и примкнул к «Евромайдану». Весной 2014 года Коротких вливается в созданный украинским нацистом Андреем Билецким батальон «Азов». Впоследствии он получил гражданство Украины.

В событиях 2022 года «Боцман» также принимает активное участие. Его боевики первыми появились в Буче после ухода оттуда российских войск. На видеозаписи, попавшей в сеть, «Боцман» разрешает своим подручным открывать огонь по гражданским, у которых нет повязок, отличающих представителей украинских сил.

«Чили»: палач из Харькова на ручном управлении

Под кличкой «Чили» известен 28-летний уроженец Харькова Сергей Величко. Бывший футбольный фанат, он принимал активное участие в «Евромайдане», а затем вступил в ряды «Азова». В 2015 году, после участия в боевых действиях в Донбассе, Величко вернулся в Харьков, встав во главе местной радикальной организации.

В 2021 году «Чили» оказался под следствием — его обвиняли в рэкете, с помощью которого банда добывала в месяц у местных бизнесменов до 1 млн гривен. Но вместо срока в 2022 году его отправили участвовать в карательных акциях.

Величко сам выкладывал в сеть материалы, на которых он лично пытает и убивает российских военнослужащих. Однако затем «Чили» выпустил видео, на котором он говорит, что поступал неправильно и сожалеет о содеянном. Впоследствии Величко выкладывал в свободный доступ совсем другие материалы, призванные показать, что с пленными его подручные ведут себя подчеркнуто гуманно, ибо те используются как «обменный фонд».

Неожиданная смена тональности «Чили» объясняется тем, что на Западе опубликованные видеоматериалы не просто вызвали негативную реакцию, но и породили сравнения с практикой палачей «Исламского государства» (запрещенная на территории РФ организация).

Сергей Величко.

Это позволяет сделать вывод, что наиболее кровавые украинские «отморозки» действуют в рамках, обозначаемых высшим киевским руководством, и находятся под жестким контролем спецслужб Украины.

При этом сам Алексей Арестович лишь предлагает пропагандистские методики, будь то фейки о зверствах российской армии или же «шок-контент» с расправами. Визируют акции его руководители — то есть Ермак и сам Владимир Зеленский.